blogtn.ru          Блог Татьяны Никитиной       niktorin10@yandex.ru       8(9021)688-553

Прибывший в Бурятию митрополит Иосиф обозначил основные векторы своей работы в республике (30.09.2020)

30.09.2020


Фото Т. Никитиной

Прошло две недели, как в Улан-Удэнскую и Бурятскую епархию прибыл митрополит Иосиф, назначенный взамен уехавшего в родную Чувашию Савватия. Сразу после встречи с главой Бурятии Алексеем Самбуевичем Цыденовым владыка Иосиф пригласил для знакомства в свою резиденцию республиканских журналистов. Разговор получился настолько содержательным, что мы решили оформить его в виде интервью, тем более, что затронутые темы без всякого преувеличения носили программный характер.

 - Владыка Иосиф, как выяснилось, никакой системной ротации кадров в Русской Православной Церкви нет, поэтому как Вы объясните, почему в Бурятию отправили именно вас?

- Почему возникла необходимость в замене митрополитов в некоторых регионах? Это связано только с тем, что старое поколение архипастырей уходит из жизни. В Чувашской митрополии скончался владыка Варнава, и Святейший Патриарх и Священный Синод приняли решение направить туда владыку Савватия. Думаю, не последнюю роль сыграло то, что владыка Савватий знает чувашский язык, как бывший викарий Чувашской епархии, хорошо владеет ситуацией, которая там сложилась.

На мой взгляд, совершенно предсказуемое и взвешенное решение Священного Синода. Почему на место владыки Савватия назначили меня, это комментировать я не могу.

 - Владыка Савватий увез в Чувашию целую команду профессионалов, а кого с собой привезли Вы?

- Это не совсем правильный вопрос, поскольку Святейшим Патриархом и Священным Синодом не назначается команда, а назначается один епархиальный архиерей. Иногда мы привлекаем к себе в помощь людей, которые должны стать нашей поддержкой, опорой. Действительно, с владыкой Савватием уехали 8 человек из духовенства и несколько мирян, потому что когда-то они приехали сюда вместе с ним. Они возвратились в родную Чувашию, это нормально. Думаю, сердцем они всегда оставались там, хотя совершали свое служение здесь, и владыка Савватий этого не скрывал.

 Еще раз повторюсь, мы совершаем служение там, куда нас посылает Патриарх и Священный Синод. Считаю, что когда создается такая ситуация и кто-то приезжает куда-то с многочисленной командой, это тоже не совсем удобно, потому что рано или поздно нас все равно куда-то переводят, а значит приходится отрывать этих людей от насиженных мест, от тех задач, которые они решали. Как вы себе представляете, что я буду с караваном единомышленников мигрировать по всей России. В Бурятию со мной приехали только два священнослужителя и один специалист, который будет работать в пресс-центре епархии.

 Нужно здесь создавать трудоспособную команду, которая бы вникала во все аспекты церковной жизни, способна быть опорой и поддержкой. Думаю, мы такую команду создадим. Я совершил в Бурятии уже несколько служб, посетил некоторые храмы в Улан-Удэ, Посольский Спасо-Преображенский монастырь, познакомился с духовенством, которое совершает здесь служение много лет. Конечно, все батюшки разные, но среди них много очень талантливых людей, а значит, все получится.

 - Говоря мигрировать по всей России, вы имели в виду, что для Вас это уже пятая епархия?

- Давайте немного расскажу о себе. Я родился в 1954 году в подмосковном городе Кашира. После срочной службы в армии поступил в Московскую духовную семинарию, а по окончании ее был принят в Московскую духовную академию. На первом курсе академии был пострижен в монашество, рукоположен в сан диакона и три года совершал служение в историческом Новодевичьем монастыре в Москве. 

 Потом был назначен в Ильинский храм в древнем городе Серпухов, в 1991 году настоятелем Высоцкого мужского монастыря, который входит в число обителей, основанных в 14-м веке самим Преподобным Сергием Радонежским. Это историческая обитель, соборный храм которой построен на братской могиле воинов серпуховского ополчения, участников битвы на Куликовом поле в 1380 году. 17 лет я прослужил в Серпухове, из них 8 лет был настоятелем Высоцкого мужского монастыря.

 Когда обитель была фактически возрождена, Патриарх и Священный Синод приняли решение о моем возведении в сан епископа Угличского, викария Ярославской епархии, и три с лишним года я в этом звании находился на древней ярославской земле. Затем был назначен на Дальний Восток в город Биробиджан. Это было довольно трудное назначение, потому что на тот момент в области был всего один -единственный деревянный храм, построенный в 1999 году. До революции там действовало около 30 храмов, но ни один не сохранился. Пришлось возрождать духовную жизнь фактически с нуля. За 13,5 лет служения на Дальнем Востоке мне удалось построить Благовещенский кафедральный собор в Биробиджане, епархиальное управление, первый женский монастырь, ряд храмов в районах, в самом городе. Это служение было и сложным, и в то же время радостным и плодотворным.

 Затем 4 года я возглавлял Курганскую митрополию, в августе 2019 года назначен в Симбирскую, а в этом году в Бурятию. Надеюсь, с Божьей помощью при содействии нашего духовенства, благочестивых мирян, здесь тоже удастся что-то сделать для развития церковной жизни. Буквально вчера я встречался с главой Республики. Когда приехал, попросил, чтобы глава меня принял. Когда новый человек приезжает в Республику, он должен представиться. Мы обсуждали проекты, планы, поэтому надеюсь на благожелательное отношение в Бурятии к Русской Православной Церкви. Сегодня Церковь востребована, потому что необходимо объединять народ вокруг традиций, нашей веры.

 - Откуда вы получаете информацию?

- В первую очередь, как и многие люди сегодня, из интернета. Я получил новое назначение, находясь в Ульяновске, откуда еще я там мог что-то узнать о Бурятии? Когда уже приехал сюда, обратил внимание на те книги, которые нашел в архиерейском доме, где жил владыка Савватий, а сейчас поселился я. С интересом прочитал брошюрку отца Олега Матвеева, который служит сейчас в Кяхте. Когда-то мне встречалось это историческое название: Троицкосавск, но я почему-то не связывал это с Кяхтой. Сейчас эти два понятия у меня соединились.

 Я человек старой формации, для меня важно держать книгу в руках, работать с ней, для меня это удовольствие. У меня склад памяти такой, что я запоминаю текст страницами. Поэтому с собой я вожу самые дорогие и нужные для меня книги, некоторые предметы, которые мне дороги и памятны и напоминают о людях, уже ушедших в иной мир.

 - Какие первые впечатления от Бурятии?

- Самые положительные. Я успел посетить Спасо-Преображенский Посольский монастырь на Байкале, ряд храмов в городе и районах, познакомился с духовенством, верующими, благочестивыми прихожанами, мирянами. Мне приходилось служить в таких регионах, где в дореволюционное время было очень много храмов, но почти все они были разрушены. А в Бурятии сохранилось много старинных храмов. Пусть они долгое время использовались не по назначению, пришли в плохое состояние, стояли без колокольного звона, без богослужения, но сам их вид напоминал о Христе, значит, память о Боге в народе не прерывалась, а это очень важно.

 Иными словами, здесь не нужно начинать с нуля, нужно продолжать то, что продолжалось с 17 века, когда первые казаки пришли на эту землю. В ряде храмов идет реставрация, некоторые я уже посетил, этим нужно заниматься. Надо наполнять храмы жизнью, чтобы они притягивали к себе верующих. В Бурятии много русского населения, и оно должно иметь возможность окормляться в наших православных храмах. Без веры человеку жить трудно.

 11 сентября я прибыл в Республику, а 12 сентября совершил богослужение в день, когда Православная Церковь чтит память святого благоверного князя Александра Невского. С этого знаменательного события началось мое служение в республике. Это знаменательно, поскольку в следующем году исполняется 800 лет со дня рождения святого Александра Невского. О праздновании этой даты в целях сохранения военно-исторического и культурного наследия подписал указ президент Владимир Владимирович Путин. В Кургане, Симбирске у нас проходили специальные совещания о подготовке к этому событию на государственном и церковном уровне, надеюсь, что в Бурятии мы также широко отметим этот знаменательный юбилей.

 - Вы имеете высокие государственные награды, за что? Кто из митрополитов еще имеет столь высокие светские награды?

- Думаю, что таких архиереев немало. У меня три государственные награды, - медаль ордена «За заслуги пред Отечеством II степени», орден Дружбы и орден Почета. Я их ни разу не надевал, мы как-то стесняемся это делать. Это награды за служение на Дальнем Востоке. Там многое удалось сделать в развитии церкви, чтобы люди не чувствовали себя обделенными, оторванными от той интенсивной религиозной жизни, которая протекает в центральной России.

 - Что вы имеете в виду?

- На Дальнем Востоке, куда с некоторых пор относится и Бурятия, идет сильный отток населения. А чем мы можем остановить этот отток? Создать такие условия, при которых будет комфортно жить на этой территории.

 - А при чем тут церковь?

- А притом, что человеку комфортно, в том числе, там, где есть его родные святыни - храмы, иконы. Куда он может прийти и попросить Бога за себя, своих родных, близких. Человек устроен так, что он сердцем привязывается к святыням, ему тяжело с ними расставаться, он не хочется от них уезжать. Важно создать атмосферу, в которой люди хотят жить, оставаться на этой земле со своими детьми, внуками и правнуками. Это чрезвычайно важный вопрос. И насколько успешно мы этот вопрос решаем, настолько эта ситуация отражается  в целом на регионах, в которых мы живем и служим.

 - Вы за 13 лет в Биробиджане сумели построить кафедральный собор, а мы не сумели. Скорее всего, вам суждено будет открыть собор в Улан-Удэ. С чего планируете начать?

- В наше время сложно что-то прогнозировать, потому что все зависит от финансирования. Сегодня, слава Богу, создалась такая ситуация, когда у нас есть люди, готовые жертвовать средства на строительство, потому что Церковь не получает бюджетные ассигнования. Все будет зависеть от того, насколько благотворители проникнутся нашими проблемами и задачами, насколько они будут откликаться на наши просьбы, насколько у них будет такая возможность, потому что сегодня ситуация не самая блестящая в стране.

 Во всяком случае, на сегодня сделано достаточно много, мы уже видим очертание храма, и оставлять эту стройку нет никакого смысла. Конечно, нам хочется, чтобы стройка продвигалась как можно быстрее. Внешне это должно быть величественное здание, которое, несомненно, украсит столицу Бурятии. Кого это может не радовать? Чем больше красивых, ухоженных мест в городе, тем лучше. Это важная работа - донести информацию до благотворителей. Когда эти задачи понимаются, люди откликаются. Будем над этим трудиться.

 - Как вам удавалось установить тесные связи со всеми губернаторами, в регионах которых вы служили? Они были вашими прихожанами?

- После долгой совместной работы, как правило, эти отношения перерастают в личные. Мы до сих пор созваниваемся, поддерживаем друг друга в трудные минуты. Руководители регионов не всегда бывают носителями православной традиции, поэтому требовать от них стать нашими прихожанами было бы неправильно. Тем не менее, бывало и так, что в большие церковные праздники такие руководители в первых рядах стойко выстаивали наши продолжительные службы. Другой вопрос, что такие должности всегда создают дефицит личного времени, и не всегда человек может присутствовать там, где ему хотелось бы.

 - Перед своим отъездом владыка Савватий признался, что мечтал осуществить богослужение на бурятском языке. Что вы об этом скажете?

- Знаете, за те немногие дни, пока я нахожусь здесь, я пытался вникнуть в эту проблему. Что-то для меня уже обрисовалось. Дело в том, что у нас нет богослужебных текстов на бурятском языке, за исключением священного писания «Нового завета». Наверное, это будет неправильно, если мы, живя в Бурятии, не слышим в храме бурятского языка. Но оказалось, что есть сложности в этом вопросе, которые нужно преодолеть. 

 Я встречался с одним из священников Иркутской епархии, который хорошо знаком с этой темой. Там тоже есть необходимость свершения богослужения на бурятском языке. Оказалось, что они это делают на определенном диалекте, который здесь не подходит, поэтому встала задача перевода богослужебных текстов на литературный бурятский язык.

 - Позвольте пожелать Вам удачи!

- Спасибо!

 

Назад к списку


Татьяна Никитина
журналист   


Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!
























© Татьяна Никитина
Использование материалов блога возможно только с письменного согласия собственника
Создание сайта, разработка блога SDEP.RU Яндекс.Метрика