blogtn.ru          Блог Татьяны Никитиной       niktorin10@yandex.ru       8(9021)688-553

Капитон Будаев: увидеть за деревьями лес (02.03.2020)

02.03.2020


На фото Т. Никитиной: глава республики Алексей Цыденов вручает медаль ордена бывшему руководителю рабочей группы Конституционной комиссии Верховного Совета 1993 -1994 годов, бывшему председателю Конституционного суда Бурятии Капитону Будаеву. 

2 марта закончился срок приема в комитет Госдумы по госстроительству и законодательству предложений, имеющих цель обновить Конституцию страны. На 22 апреля назначен Всероссийский день голосования. В этот день, который будет объявлен выходным, жители страны должны будут проголосовать или не проголосовать за поправки, прошедшие согласование. В рабочую группу от экспертов, организаций и обычных граждан поступило уже более 900 предложений. А что хотели бы изменить в Конституции России жители Бурятии, мы попросили поделиться тех, кто не понаслышке знаком с Основным законом России.

Капитон Будаев – профессор кафедры конституционного, административного и муниципального права юридического факультета Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации, экс- председатель Конституционного суда Бурятии

- Я думаю, есть несколько причин, почему Президент РФ В. Путин решил инициировать внесение поправок в Конституцию страны.  Первое: Еще в декабре 2018 года Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин в своей статье, опубликованной в Российской газете, высказал идею о необходимости «точечных изменений» в Конституции страны. Он отмечал, что в стране сложился существенный крен в пользу исполнительной власти в распределении полномочий между органами государственной власти. Это нарушает систему сдержек и противовесов, которая необходима для поддержания стабильности. Были отмечены и другие изъяны сложившейся вертикали власти: нечеткое распределение полномочий между Президентом и Правительством, размытость полномочий прокуратуры. 

Конструкция статьи 12 Конституции дает повод к противопоставлению органов местного самоуправления органам государственной власти (в том числе, представительным органам государственной власти). В. Зорькин обозначил и ряд других источников напряженности в жизни страны: разрыв между бедными и богатыми, массовая бедность, социальная несправедливость. Как известно, статья Председателя Конституционного Суда РФ вызвала большой резонанс в обществе. Известный журналист Вячеслав Костиков в своей статье «Почему проснулся Зорькин?», опубликованной в «Аргументах и фактах» (2018, № 42), указывает, что «мне кажется, Зорькин проснулся не потому, что лично он уже не может молчать. Зорькин проснулся и заговорил потому, что просыпается улица и ее шум стал слышен в коридорах переехавшего в Санкт-Петербург Конституционного суда. Услышат ли шум в Москве?».

Еще более резко высказался в адрес В. Зорькина обозреватель газеты «Московский комсомолец» Михаил Ростовский в своей статье «Двойное дно судьи Зорькина», опубликованной в МК за 17-24.10.2018 г. Вот его обвинения в адрес В. Зорькина: «Что же до Валерия Зорькина, то с помощью статьи в «Российской газете» он удовлетворяет свою личную потребность в публичных размышлениях о Конституции. Но делает это Зорькин в манере, которая полностью соответствует интересам Кремля вне зависимости от того, какое решение в конечном итоге примет Путин. Статья Председателя Конституционного суда – это политическое оружие многоцелевого использования. Идеи Валерия Зорькина могут быть зондажем общественного мнения, частью кампании его подготовки к ревизии Основного закона страны или, напротив, частью «дымовой завесы», призванной прикрыть реальные намерения ВВП. Я не удивлюсь, если в неведении по поводу истинного смысла демарша Зорькина пребываем не только мы, но и сам уважаемый Валерий Дмитриевич».

19 июля 2019 года Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ Вячеслав Володин в своей статье «Живая Конституция развития», опубликованной в Парламентской газете, отметил, что «демократия – это процедура, поэтому, чем больше процедур взаимодействия и контроля властей фиксирует и определяет Конституция, тем более эффективным может быть государственное управление. Вот почему именно такого рода поправки в Конституцию могут быть целесообразны. Также было бы правильно – подчеркну, на мой взгляд – дополнительно рассмотреть вопрос участия Государственной Думы в формировании Правительства Российской Федерации. Сегодня в соответствии с Конституцией РФ (связанные положения пункта «а» статьи 83, пункта «а» статьи 103 и частей 1-3 статьи 111), Государственная Дума участвует в формировании Правительства только в рамках процедуры дачи согласия Президенту на назначение Председателя Правительства. При внесении предложений Председателем Правительства по кандидатурам будущих членов Правительства для назначения Президентом Российской Федерации отсутствуют процедуры их обсуждения и консультаций. Наличие возможности представительной власти высказать своей мнение главе государства по предлагаемому составу Правительства как органа, осуществляющего исполнительную власть, соответствовало бы принципам должного баланса властей, обеспечивало бы более высокий уровень ответственности в работе членов Правительства. И, что также важно, способствовало повышению эффективности реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти».  

В апреле 2019 года Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин вновь  поднял вопрос об участии Госдумы в формировании кабинета министров в своем интервью на официальном сайте палаты, где подчеркнул: «Было бы правильно, на мой взгляд, чтобы Государственная Дума, как минимум, участвовала в консультациях при назначении членов Правительства. Это могут быть соответствующие процедуры, но они требуют внесения изменений в Конституцию».

Буквально в конце декабря 2019 года В. Путин встречался с руководством Государственной Думы и Совета Федерации. Тогда он назвал ряд законодательных направлений, который он видит в качестве приоритетов для парламента в наступающем году. Не исключено, что одной из основных тем для парламента в 2020 году будет дискуссия по возможным точечным изменениям в Конституции. Глава государства предложил подумать над созданием единой системы публичной власти. Председатель Госдумы Вячеслав Володин, который уже ранее выступал с предложениями по изменениям Конституции, вновь поднял эту тему. «Как бы мы не откладывали этот разговор, но время берет свое», - отметил Володин. Он пояснил, что это касается не только баланса ветвей власти (ранее Володин озвучивал предложения, касающиеся усиления роли парламента). Также необходимо урегулировать и вопросы, касающиеся местного самоуправления, отметил председатель нижней палаты парламента. «Сегодня нет связи между уровнями публичной власти, - заявил В. Володин, - это сказывается на самых важных и чувствительных для людей сферах: образовании, здравоохранении».

Владимир Путин в ответ напомнил, что допускает «небольшие поправки» в Основной закон, направленные на создание единой системы публичной власти. По его мнению, об этом «нужно подумать, конечно, не ущемляя интересов и прав муниципальных образований».

Идя навстречу пожеланиям депутатов Госдумы, озвученным несколько раз В. Володиным, Президент страны В. Путин 15 января 2020 года в своем Послании Федеральному Собранию РФ объявил о некоторых изменениях в системе государственной власти – предложил существенно расширить полномочия законодательной власти.

Вот его предложения:

üДоверить Госдуме не просто согласование, а утверждение кандидатуры Председателя Правительства РФ, а затем по его представлению – всех вице-премьером и министров. Президент будет не вправе отклонить утвержденные парламентом кандидатуры, однако за ним остается право отстранять от должности премьер-министра, его замов и федеральных министров в случае ненадлежащего исполнения обязанностей или в связи с утратой доверия.

ü Назначение руководителей всех силовых ведомств, региональных прокуроров Президент может проводить по итогам консультаций с Советом Федерации.

ü Предусмотреть в Конституции полномочия Совета Федерации по представлению Президента отрешать от должности судей Конституционного и Верховного судов в случае совершения ими проступков, порочащих честь и достоинство, а также в иных предусмотренных законом случаях.        

Второе: В стране получили распространение факты коррупции, воровства, хищений, злоупотреблений служебным положением со стороны государственных и муниципальных служащих, среди которых министры и губернаторы, высокопоставленные сотрудники правоохранительных органов. По информации Председателя Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкина, всего в период с 2011 года по настоящее время следователями Следственного комитета в суд направлено свыше 80 тысяч уголовных дел о коррупции (Российская газета 20.12.19. № 288). Я думаю, что Президент РФ В. Путин решил принять меры по укреплению дисциплины, повышению спроса и ответственности должностных лиц федерального и регионального уровня, поэтому инициирует новые требования для внесения в Конституцию:

üДля кандидатов на должность Президента РФ закрепить требование о постоянном проживании на территории России не менее 25 лет, а также об отсутствии иностранного гражданства или вида на жительство в другом государстве, причем не только на момент участия в выборах, но и ранее. Убрать оговорку «подряд» в статье, ограничивающей пребывание в должности Президента двумя сроками.

üЗакрепить в Конституции, что члены Правительства, руководители иных федеральных органов, губернаторы, депутаты и сенатор, а также судьи не могут иметь иностранное гражданство, вид на жительство либо иной документ, который позволяет постоянно проживать на территории другого государства.

Третье: Национальные проекты, сформулированные в майском 2018 года указе Президента РФ В. Путина, плохо реализуются Правительством РФ. Об этом информировал Председатель Счетной палаты РФ А. Кудрин. Выделенные финансовые средства вовремя не доходят до регионов, городов и муниципальных образований, особенно страдают от этого здравоохранение, образование, демография, жилищное строительство. Поэтому В. Путин решил сменить Правительство РФ после своего выступления с Посланием Федеральному Собранию РФ. Новый Председатель Правительства РФ М. Мишустин  по специальности инженер-системотехник. Он намерен заняться реформой управления, подключив к этому процессу самые передовые информационные технологии. М. Мишустин также планирует плотно заниматься национальными проектами, при этом опираясь на регионы и введя персональную ответственность министров за выполнение поставленных Президентом задач. Президент назначил молодых министров и заместителей Председателя Правительства, имеющих соответствующие специальности и опыт работы. Первые шаги нового Правительства и его Председателя уже заметны, они реально направлены на улучшение жизни граждан.

Четвертое: Судя по данным средств массовой информации в стране не все гладко, демографическая ситуация ухудшается, высокая смертность населения не только от болезней, но и многих несчастных случаев на производстве, пожаров, наводнений, различных аварий, преступлений в результате пьянства и других негативных явлений, имевших место в результате халатности, расхлябанности, разгильдяйства со стороны чиновников, иногда из-за жадности отдельных представителей бизнеса.

Что касается международных дел, обороноспособности, защиты интересов страны, то в этой сфере сделано многое, даже генералы Пентагона и представители других стран НАТО публично признали, что они в вопросах вооружения современными гиперзвуковыми ракетами далеко отстали от России, теперь они в роли догоняющих  (ранее в таком положении находилась Россия).

Поэтому Президент РФ В. Путин решил лично взяться за исполнение национальных проектов, активно привлекая к этому губернаторов, глав республик через создаваемый уже в соответствии с Конституцией Государственный Совет. В своем выступлении Президент сказал: «По моей инициативе был возрожден Государственный Совет, в работе которого участвуют главы всех регионов. За прошедшее время Госсовет показал свою высокую эффективность. Его рабочие группы обеспечивают профессиональное, всестороннее и качественное рассмотрение наиболее значимых для граждан страны вопросов».

Вот предложения Президента по внесению поправок в Конституцию, связанных с изменением работы органов власти и улучшением социального положения граждан страны:

ü Кардинально повысить роль губернаторов в выработке и принятии решений на федеральном уровне. Закрепить в Конституции соответствующий статус и роль Государственного совета.

ü Закрепить принципы единой системы публичной власти, расширить полномочия и реальные возможности местного самоуправления.

ü Закрепить в Конституции уже существующую в законе норму о том, что минимальный размер оплаты труда в РФ не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения, а также норму о регулярной индексации пенсий.

Такие изменения Основного закона напрямую коснутся всех россиян – работа органов власти станет прозрачнее, а требования к ним повысятся, как результат – люди станут жить лучше. Многие перемены произошли уже в январе – о новых мерах социальной поддержки В. Путин рассказал в первой части Послания:

 ü Программа маткапитала будет продлена минимум до 2026 года, причем с 1 января этого года получить его семьи смогут уже при рождении первенца.

 ü Общий размер маткапитала для семей с двумя детьми превысит 616 тысяч рублей и он будет индексироваться.

ü С 1 января 2020 года вводятся ежемесячные выплаты на детей с 3 до 7 лет для семей с низкими доходами, на первоначальном этапе сумма будет составлять 5,5 тысяч рублей, а с 2021 года она может быть удвоена. Выплаты должны будут получать семьи, чьи доходы не превышают одного прожиточного минимума на человека.

 ü Устроить ребенка в ясли станет проще – к 2021 году в таких дошкольных учреждениях должно появиться 177 тысяч новых мест.

ü Все ученики начальной школы с первого по четвертый классы должны быть обеспечены бесплатным горячим питанием.

ü Классным руководителям с 1 сентября введут специальную доплату в размере не менее 5 тысяч рублей за счет федерального бюджета.

ü Количество бюджетных мест в вузах станет расти ежегодно.

ü Сотрудники сферы здравоохранения уже в 2020 году перейдут на новую систему оплаты труда, основанную на едином для всей страны перечне надбавок и компенсаций.

ü Работа по доставке больным специализированных иностранных препаратов, которые пока не имеют официального разрешения, будет налажена в кратчайшие сроки.

ü Несмотря на новые дорогостоящие меры поддержки населения, бюджетная устойчивость сохранится.

Что касается действия международного права в Российской Федерации, В. Путин предложил следующее:

ü Гарантировать приоритет Конституции России в нашем правовом пространстве. Требования международного законодательства и договоров, решения международных органов могут действовать на территории РФ только в той части, в которой они не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не противоречат Конституции.

Меня, как ветерана прокуратуры, радуют поправки в ст. 129 Конституции РФ, предложенные Президентом РФ В. Путиным. В соответствии с ними прокуратура Российской Федерации станет единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. После этого прокуратуре должны вернуть многие полномочия, которые были отобраны у нее ранее, особенно, по надзору за следствием и дознанием, право на возбуждение уголовного дела, дачу различных санкций по уголовным делам, вплоть до дачи санкций на арест, проведение расследований по уголовным делам в отношении ряда категорий лиц (следователей, судей и др.).

В целом, я поддерживаю поправки в Конституцию РФ, предложенные Президентом России В. Путиным, они существенно расширяют и защищают социальные права, добавляют новые полномочия парламенту, органам прокуратуры, повышают ответственность и спрос с должностных лиц федерального, регионального, муниципального уровня, окажут положительное влияние на деятельность правоохранительных и судебных органов.

Мои предложения:

А)   Президент РФ В. Путин предложил с одной стороны наделить Конституционный Суд РФ возможностью по запросам Президента РФ проверять конституционность законопроектов, принятых парламентом, до их подписания главой государства, с другой стороны – сократить число судей Конституционного Суда РФ до 11. По действующей Конституции положено 19 судей, реально на сегодняшний день работают 15. Надо признать, что Конституционный Суд РФ за период своего существования с 1991 года проделал огромную работу, вынес более 500 постановлений, из них более 400 – только по защите конституционных прав и свобод граждан России. В рабочей группе было предложение – оставить 15 судей, я это предложение поддерживаю. Для сравнения могу сказать, что в Конституционном Суде ФРГ 16 судей, да еще в каждой земле (их 16) есть конституционные суды, а население ФРГ более 80 млн. человек (у нас 146 млн.).

Б) В полномочия Конституционного Суда РФ предложено добавить пункт: «по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъектов Российской Федерации до их подписания высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)». Это можно понять следующим образом: если Народный Хурал Республики Бурятия примет закон и направит его для подписания Главе Республики Бурятия, то, если А.С Цыденов не согласен его подписать, то он направляет ходатайство Президенту Российской Федерации, чтобы тот обратился в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке его конституционности. Возникает вопрос, а почему сам глава субъекта РФ не может обратиться в Конституционный Суд РФ с соответствующим запросом. Предлагаю это право дать главам субъектов Российской Федерации.

В) В ст. 95 Конституции РФ предлагается внести пункт 2¢ о том, что членом Совета Федерации (сенатором Российской Федерации) может быть гражданин и далее….. Предлагаю, часть 1 ст. 95 Конституции РФ изложить в следующей редакции: «Федеральное Собрание состоит из Совета Федерации (Сената) и Государственной Думы». В зарубежной практике конституционного строительства Сенат – один из высших органов законодательной власти, часто верхняя палата законодательного собрания (парламента). Более чем в 50 государствах мира верхняя палата называется Сенатом, например, в таких странах, как США, Франция, Италия, Испания, Финляндия, Бразилия, ЮАР, Чехия, Румыния, Казахстан и др.

 

 

 

 

Связанные тексты:

25 лет Конституции Бурятии: как жителям республики не дали распоряжаться своими природными богатствами (26.02.2019)    http://blogtn.ru/photo/?func=info&id=7212

Сергей Босхолов: поправками в Конституцию Путин выстраивает в России новую пирамиду власти (12.02.2020)  http://blogtn.ru/photo/?func=info&id=7754

Регионы продолжают вносить свои поправки в Конституцию России. Молчит только Бурятия (25.02.2020)    http://blogtn.ru/photo/?func=info&id=7786

 

 

 

Назад к списку


Татьяна Никитина
журналист   


Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!
























© Татьяна Никитина
Использование материалов блога возможно только с письменного согласия собственника
Создание сайта, разработка блога SDEP.RU Яндекс.Метрика