blogtn.ru          Блог Татьяны Никитиной       niktorin10@yandex.ru       8(9021)688-553

Прибывшая спустя 255 лет копия бюста Екатерины Великой может изменить ход истории Бурятии (05.12.2019)

05.12.2019


Фото Т. Никитиной - пресс-секретарь Буддийской традиционной Сангхи России Алла Намсараева рассказывает историю Анинского дацана.

Церемония торжественного представления прибывшего в Бурятию бюста Екатерины II, прошедшая на прошлой неделе в Русском драматическом театре, с одной стороны, ничем не отличалась от подобных мероприятий. Руководитель администрации главы и правительства Республики Бурятия Баир Цыренов, спикер Владимир Павлов и другие слушали, держа ладошки, как в дацане, и ничуть не стеснялись своего светского положения.

С другой стороны, происходящее вызвало у присутствующих немало вопросов, где главный можно сформулировать так. Почему столь символичное для республики событие прошло не в Национальном музее Бурятии, где легко воссоздать атмосферу старины, глубины и значимости, а в театре, носящем имя Николая Бестужева, а по-другому — государственного преступника, посягнувшего на род Романовых? Несмотря на то, что на торжестве присутствовал замруководителя администрации главы и правительства - председатель комитета по межнациональным отношениям, он же кандидат исторических наук Михаил Харитонов, получить ответы на эти вопросы не представилось возможным.

 Слишком много почему

Бронзовый лик государыни, благодаря едва заметной улыбке напоминающий Джоконду, установили в центре фойе, в окружении императорских знамен и флагов одиннадцати хоринских родов, в точном соответствии с тем, как это было 255 лет назад в Анинском дацане. Перед своеобразным алтарем расселись на театральных стульях чиновники, буддисты, историки, представители культуры и общественности.

Так и хотелось спросить, а почему полную государственных смыслов церемонию провели не на сцене, а в проходном театральном вестибюле? Почему сценарий урезали до минимума, галопом пробежавшись по историческим вехам? Почему не дали слово главному нынешнему представителю хоринских земель, замспикера и секретарю регионального отделения партии власти Баиру Жамбалову, которому наверняка было что сказать и на русском, и на бурятском?

В конце концов, кому в голову пришла идея воссоздать бюст императрицы, подаренный ею же много лет назад Анинскому дацану, на века ставшему фамильным буддийским храмом династии Романовых? Собственно, на чьи средства весь этот праздник торжества исторической справедливости? А если праздник в разгаре, почему на церемонии не оказалось главного его героя хамбо-ламы Аюшеева, без которого все происходящее обрело несколько странный смысл?

Конечно, ширетуй Анинского дацана Легцок-лама поспешил сообщить, что главное торжество намечено на лето следующего года. Планируется оно уже в самом Анинском дацане, где бюст императрицы займет на алтаре свое место в пантеоне российских государей, где-то между портретами Путинa и Медведева. Вкупе с живыми представителями государственной власти на бурятской земле все это обещает стать значимой исторической вехой в жизни Бурятии. Но бывавшие в Анинском дацане утверждают, что храм пребывает в руинах, на его реконструкцию требуется не одна сотня миллионов рублей, а значит, планы с торжествами могут сильно затянуться.

 Загадочная дама

Первые сообщения о возрождении прижизненного бюста Екатерины Великой, в 1764 году подписавшей указ об институте глав российского буддизма, начали поступать в Бурятию еще летом этого года. Работу выполнили архитектор, академик Российской академии художеств Вячеслав Бухаев и скульптор Матвей Макушкин. Решено было везти бюст в Анинский дацан той же дорогой, что и 255 лет назад. Первая церемония состоялась 22 августа в Государственном Эрмитаже, далее ценный экспонат побывал в Москве, Екатеринбурге, где члены бурятской делегации возложили в память об убиенной царской семье венок, а после отправились в Бурятию.

Как на самом деле выглядел бюст императрицы, по легенде в годы Советской власти разбитый на тысячи мелких осколков, доподлинно неизвестно. В отличие от портретов государей, которые присылались в дацан вместе с флагами, бюст царствующей особы был один и потому располагался в центре алтаря. Рисунков или фотографий его история не сохранила. Тем более, что тогда же буддисты признали Екатерину, а впоследствии и других российских императоров земными воплощениями Белой Тары.

Говорят, прежде чем приступить к работе, авторы изучили десятки прижизненных скульптурных изображений Екатерины Великой, остановившись в итоге на немолодой, спокойной женщине, с едва заметной улыбкой на устах. Трудно сказать, что думали участники торжества, они же местные царедворцы, глядя на эту улыбку, но вряд ли кто поспорит, что величественней ее в тот день в этом зале не было.

— Много лет назад я играла в опере «Пиковая дама» Екатерину Великую. По сценарию на бал, в дом богатого сановника, приезжает императрица, которая за всю сцену не произносит ни слова. Я не спела ни одной ноты. Вся роль заключалась в том, что к руке императрицы, украшенной перстнями, то и дело с почтением приближались царедворцы. Это было необыкновенно, сильнее всяких партий. Спустя годы я пела в «Пиковой даме» Лизу, но ту роль Екатерины запомнила на всю жизнь, — рассказала певица театра оперы и балета Марина Коробенкова, исполнившая для гостей торжества несколько романсов.

 Баир Жамбалов как главный хори

На торжественное представление бюста императрицы были приглашены представители хоринских родов во главе с замспикера Народного Хурала Баиром Жамбаловым. Потомки первого хоринского тайши, портрет которого разместили справа от бюста государыни, представители хоринских династий, прибывшие в национальных костюмах, простые жители организовали возле реконструированного алтаря Анинского дацана многочасовую фотосессию.

Преследовала ли спешно устроенная церемония великую цель примирения в Бурятии двух ветвей власти, светской и духовной, или речь идет об усилении «хоринского направления» с учетом того, какие дискуссии разгораются в последнее время по поводу хоринского диалекта, никто точно не знает. Не будем забывать и о том, что с Анинского дацана началось празднование 350-летия присоединения Бурятии к России. Анинский дацан завоевал славу первого в новейшей истории семейно-родового дацана, в восстановление которого вложились 108 семей.

Пока очевидно только, что хамбо-лама Аюшеев на мероприятии не появился и пока никак это не прокомментировал. Вряд ли стоит считать случайностью, что буквально на следующий же день из Москвы пришла весть о решении Владимира Путинa перечислить Буддийской традиционной Сангхе из президентского фонда 33 миллиона рублей специально для того, чтобы здесь наконец наладили промышленную переработку овечьей шерсти. Если главная претензия хамбо к действующей власти была именно в этом, инцидент можно бы считать исчерпанным. Но вряд ли 33 миллиона, как три карты в классическом произведении, спасут ситуацию. Слишком загадочно улыбается прибывшая из северной столицы императрица.  

 

 





Связанные тексты:

Алексей Цыденов объяснил, почему будет голосовать за нового секретаря Регионального отделения «Единой России» Баира Жамбалова (09/11/2018)   http://blogtn.ru/photo/?func=info&id=7013

 Для кого детский омбудсмен Бурятии стала разменной монетой в политической игре (26.06.2019)  ttp://blogtn.ru/photo/?func=info&id=7419

 

 

 

 

 

 

 

Назад к списку


Татьяна Никитина
журналист   


Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!
























© Татьяна Никитина
Использование материалов блога возможно только с письменного согласия собственника
Создание сайта, разработка блога SDEP.RU Яндекс.Метрика