blogtn.ru          Блог Татьяны Никитиной       niktorin10@yandex.ru       8(9021)688-553

Бурятия не выполнила показатели по охвату школьников дополнительным образованием (02.10.2019)

02.10.2019


Фото Т. Никитина

Указ президента страны о дополнительном образовании гласит, что к 1 января 2020 года 73 процента школьников всех возрастов должны посещать учреждения дополнительного образования, то есть кружки и секции. В целом по Бурятии этот показатель сегодня достиг 67 процентов, а в шести сельских районах и вовсе чуть больше половины от численности школьников.

К примеру, только 58 процентов детей Заиграевского района посещают учреждения допобразования, что является одним из самых низких показателей по республике. Чтобы поднять эти цифры до необходимого, району потребуется привлечь сразу 1200-1400 школьников, на что нет ни ресурсов, ни кадровых возможностей. Чтобы детально разобраться в проблеме, комитет Народного Хурала по социальной политике под руководством председателя Игоря Марковца провел в Заиграевском районе выездное совещание, в котором приняли участие профильные министерства Бурятии, руководители учреждений дополнительного образования и местного самоуправления.

По принципу «принеси сам»

Прежде чем приступить к непростому разговору, депутаты посетили ключевые учреждения дополнительного образования Заиграевского района — Дом культуры пос. Онохой, гиревой центр в пос. Онохой, МАУ «Плавательный бассейн «Дельфин» в с. Новая Брянь. Кстати, последний каждый год в рамках муниципальной субсидии на обеспечение третьего урока физкультуры посещают 10 тысяч школьников со всех уголков Заграевского района. Заглянули депутаты и в компактно расположенные детскую юношескую спортивную школу, центр детского и юношеского творчества и детскую школу искусств.

По мнению специалистов министерства образования и науки Бурятии, главной проблемой учреждений допобразования Заиграевского района остается слабое материально-техническое обеспечение кружков, секций и детских центров. Зачастую все необходимое для рукоделия и прочих условий развития детей педагоги несут из дома. К примеру, один из преподавателей признался депутатам, что принес свой комод, так как иного выхода у него просто не было.  

Пока все основные средства, выделяемые на допобразование, традиционно идут на заработную плату педагогов. Хотя зарплата, в частности, по Заиграевскому району составляла по прошлому году в среднем 30696 рублей, а по итогам 9 месяцев этого года 33324 рубля (рост на 8,56 процента), дефицит кадров с каждым годом становится все ощутимее. К примеру, в сфере допобразования того же Заиграевского района работают 39 педагогов при необходимости 69, то есть дефицит составляет 30 педагогов.

Где их взять — вопрос из вопросов. Директор Онохойской спортивной школы подтвердила, что кадры стареют, а молодежь не привлекают существующие условия. «В этом году ушел на пенсию наш тренер по боксу и вслед за ним из школы «ушло» сразу 45 детей. Сегодня у нас есть две вакансии — тренер по боксу и тренер по футболу, но найти подходящие кадры весьма трудно. Приезжала девушка — тренер по боксу, знакомилась, смотрела, но кроме зарплаты ей необходимо жилье в Онохое, а где его взять? Другая проблема — бюрократия. Как только мы перешли из системы образования в ведомство министерства спорта — сразу погрязли в бумагах. Тренеры любят свою работу, готовы отдавать душу детям, но не готовы тратить массу времени на заполнение бесконечных отчетов», — рассказала директор Онохойской ДЮСШ Инесса Карпукова.

Каждому ребенку — сертификат

Затронули педагоги и такую щепетильную проблему системы допобразования, как нагрузка педагогов, она же — посещаемость кружков и секций. «Мы говорим про как можно больший охват детей допобразованием, но что это за дети? Не секрет, что одни и те же дети ходят и в музыкальную школу, и на секцию, и в дом творчества, показывая в статистических отчетах вместо одного — пять посещений», — подняли непростой вопрос участники совещания.

Как заверила руководитель регионального модельного центра (ГАУ ДО РБ «Ресурсный центр технического и художественного творчества «Созвездие») Сэржэна Сандакова, решить проблему призвана система бесплатных сертификатов для школьников на получение услуг по дополнительному образованию, которая в пилотном проекте внедрена в Бурятии с 2017 года. Другое название системы — персонифицированное финансирование, когда деньги, выделяемые на дополнительное образование, будут следовать не в образовательные учреждения, а за конкретным ребенком.

На едином создаваемом сегодня модуле всепродоп.рф появится единая база данных всех домов творчества, центров развития детей, спортивных и музыкальных школ Бурятии, оказывающих услуги в сфере допобразования. Каждый школьник, подав заявление в муниципалитет, получит сертификат на бесплатные дополнительные занятия по интересам в размере 216 часов на год. Как утверждают в министерстве образования и науки Бурятии, этого хватит и на два, и на три кружка. Главное, что оплата занятий будет происходить только после их фактического посещения ребенком. Нововведение призвано добиться прозрачности процесса и повысить эффективность расходования бюджетных средств, искоренить такое явление, когда по отчетам кружки и секции работают на 100 процентов, а на деле большая часть школьников перестает посещать занятия уже после первой четверти.

Охватить всех

— Сегодня стоит одна задача — охват школьников дополнительным образованием, и все органы власти должны начать работать в этом направлении. Времена изменились, и такого, когда один ребенок бегает по пяти кружкам и «показывает» пять посещений — такого быть не должно. Необходимо обеспечить всестороннее гармоничное развитие как можно большего числа школьников вне стен школы. Меня удивляет, когда органы власти позволяют себе высказывания, поддерживающие отказ учреждений от лицензий на образовательную деятельность. Ведь если у спортивной школы, к примеру, не будет такой лицензии, значит ребенок не сможет получить сертификат через ВСЕПРОДОП.РФ, не сможет воспользоваться правом на бесплатное допобразование, гарантированное ему законом. Мы столкнулись с тем, что не хватает кадров, стоит большой вопрос, как повышать техническое обучение, требующее колоссальных вложений. Система уходит в сторону культуры, потому что так дешевле, но нужно искать возможности. Подвижки есть, и в рамках даже данного выездного совещания мы убедились, что заиграевцы в этом плане большие молодцы, — подвела итоги зампредседателя комитета Народного Хурала по социальной политике Светлана Будаева.

 

Назад к списку


Татьяна Никитина
журналист   


Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!
























© Татьяна Никитина
Использование материалов блога возможно только с письменного согласия собственника
Создание сайта, разработка блога SDEP.RU Яндекс.Метрика