blogtn.ru          Блог Татьяны Никитиной       niktorin10@yandex.ru       8(9021)688-553

Геннадий Федик: как нищали учителя Бурятии (23.08.2017)

23.08.2017


 На этой неделе в театре оперы и балета пройдет традиционная августовская конференция работников образования, куда помимо первых лиц республики, должен прибыть глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. Можно не сомневаться, что одним из ключевых вопросов предстоящего мероприятия станет проблема низкой заработной платы учителей. Как уже сообщалось, вопреки майским указам президента в половине школ Улан-Удэ зарплата педагогов не дотягивает до средней по республики. Почему так - мы решили спросить председателя правления РОО «Учителя республики Бурятия» Геннадия Федика.

 - Геннадий Иванович, давайте начнем с того, что в этом году исполняется десять лет, как республика перешла на новую систему оплаты труда учителей, перешла одной из первых по стране и одной из первых сообщила о блестящих результатах.

 - Я назвал это первым этапом обнищания наших учителей. Ведь если вспомнить, основной целью новой системы оплаты труда (НСОТ) заявлялось повышение социального статуса учителя, создание условий для качественного образовательного процесса. Нам, педагогам, объясняли, что наша заработная плата при существующей нагрузке увеличится почти в два раза. Кто в то время был против ведения НСОТ?  Никто! Все проголосовали «за». В 2007-2008 учебном году 102 школы республики приняли участие в апробации НСОТ, было предложено обсудить эту модель и по результатам учебного года внесли поправки и предложения, но в министерстве образования и науки их не услышали. Результат коллективного труда педагогов был отправлен в мусорную корзину. Но в 2008-2009 учебном году все школы административным решением были переведены на НСОТ.

 Учителя на самом деле получали зарплату в два раза больше прежней, но это счастье продлилось ровно три месяца. С приходом Наговицина в июле 2007 года неожиданно все стало меняться в не лучшую сторону. Был отстранен от должности министр образования Сергей Намсараев, а на его место назначен Алдар Дамдинов. Уже в начале декабря 2007 года в школы пришли эти же бухгалтера и экономисты, которые до того говорили о больших зарплатах, и стали нас убеждать, что произошла ошибка, сбой программы, что был взят не тот коэффициент. Что якобы произошла чудовищная переплата и ее необходимо вернуть в кассу. И учителя, принимавшие участие в «пилотном» проекте по НСОТ, залезли в долги и возвращали эти деньги. Притом, что цена ученико – часа от первоначального уменьшилась почти в два раза. Это был первый этап обнищания учителей.

 - А какой второй?

 - Второй называется стимулирование работников школ, но не педагогов. В 2007 году в постановлении Правительства Бурятии № 289 за подписью Наговицина о НСОТ было написано: «настоящая методика применяется в отношении административно-управленческого персонала, педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс. В отношении учебно-вспомогательного, младшего обслуживающего персонала и работников иных категорий сохраняется действующая тарифная система оплаты труда». То есть начисление и выплаты стимулирующей части касалось только администрации и педагогов, непосредственно осуществляющих учебный процесс.

 В 2012 года выходит другое постановление правительства за № 419, в котором уже все работники образовательной организации имеют право на стимулирующую оплату. Обращаю внимание, что финансовый норматив ученика остался прежним, он даже не индексировался! К примеру, в улан-удэнской школе №35 в 2015-2016 учебном году в утвержденном штатном расписании фонд месячной заработной платы составил чуть более 3 млн. рублей. При этом стимулирующий фонд из этой суммы составил 837 322 рубля, где непосредственно учителям досталась только половина. Почему так произошло?

 Потому что с 2010 по 2014 годы между нашим правительством, профсоюзами и союзами работодателей республики было пописано соглашение о минимальной заработной плате в Республике Бурятия с целью увеличить МРОТ персоналу, который работает в школе. Проблема состояла в том, что с 2012г. по 2015г. под это хорошее дело никаких дополнительных денег в школы не поступило. Чтобы выполнить соглашение, директора вынуждены были брать деньги из стимулирующей части учителей, тем самым уменьшая их заработную плату и грубо нарушая трудовые права педагогов. По сути МРОТ обеспечивался за счет существующего подушевого норматива, который впоследствии не компенсировался и не индексировался. Учителя справедливо стали проявлять недовольства, недовольства стали пресекаться и это тоже привело к увольнению по «собственному желанию» самодостаточных, талантливых учителей.

 - Подождите, в те годы очень активно обсуждалась тема аутсорсинга в школах, когда работа дворников, уборщиков, поваров должна была выводиться за пределы штата и оплачиваться за счет муниципалитетов. 

 - Еще пять лет назад в канун августовской конференции Вячеслав Наговицын обещал педагогам, что с 1 сентября 2012 года весь персонал будет выведен из школ, то есть все деньги, которые принес ученик, пойдут только на оплату труда учителей и администрации. Персонал в школах должен был обеспечиваться за счет муниципалитетов. Однако в октябре того же года он подписал постановление только о частичном выводе персонала, что привело еще к большей путанице. Какие-то главы районов действительно вывели персонал за пределы школ и тем защитили заработную плату учителей, какие-то не сделали это, опять же мотивируя это отсутствием средств.  

 В ответ в конце 2012 года депутаты Народного Хурала по обращению правительства увеличивали размер субсидии на перевод персонала в 2012 году в размере более 63,1 млн. рублей и утвердили размер субсидий на перевод персонала 2013 году в размере аж 490,3 млн. рублей. В конце прошлого года депутаты Народного Хурала утвердили компенсацию для учителей тех финансов, которые были взяты из их стимулирующей части в связи с тем, что МРОТ повышался дважды – с 1 января и 1 июля. Только за 2016 г. эта сумма составила 43,8 млн. рублей.

 - В июне этого года на прямой линии с Путиным молодая учительница из Иркутской области задала президенту вопрос, как ей жить на зарплату в 16,5 тысяч рублей, на что был ответ – ваша зарплата должна быть 30 тысяч и всеми деньгами распоряжается сегодня сама школа. Вы согласны с президентом?

 - Согласен. С 2012 года наша организация проводит мониторинг школ в части заработной платы и могу сказать, что зачастую нарушения вопиющие. Мы проводили мониторинг школ Кабанского, Заиграевского, Тарбагайского районов. Причем нас приглашали уставшие от многочисленных жалоб главы этих районов с просьбой разобраться во всей этой системе и мы разбирались. К примеру, в одном из районов обнаружили, что заврайоно за 2015 год незаконно поощрил директоров школ из стимулирующей части учителей на 1 млн. 200 тыс. рублей притом, что во всем районе всего 120 учителей. Иными словами, каждому учителю не доплатили по 12 тысяч.

Другая проблема, которую удалось выявить – сумасшедший фонд экономии по каждой школе, который образуется в результате наличия в школе вакантных ставок, больничных, которые оплачиваются по – другому, практики, когда болеющего учителя «подменяют» коллеги за то, что он потом подменит их. Фонд экономии доходил до 30 процентов от всего фонда заработной платы. Само собой, что экономия расходовалась не на зарплату учителей, а на премиальные руководству. Только один пример – в результате нашего мониторинга выяснилось, что директор сельской школы получила как поощрение за год приказом заврайоно, помимо своей зарплаты и стимулирующих, 444 тысячи рублей. В целом по результатам нашей работы, когда все это стали приводить в соответствие, заработная плата учителей в одном районе увеличилась на 22 процента, а за классное руководство учителя стали получать по 3 тысячи рублей (1,5 тысячи путинские и еще 1,5 тысячи за счет этого самого резервного фонда). В каждом районе мы встречаемся с руководителями, директорами, учителями, которые очень активно задают нам вопросы. Мы обращались в министерство образования и науки РБ, чтобы распространить наш опыт на всю республику, но пока внятных ответов нет.   

 - Что хотели бы пожелать учителям в канун 1 сентября?

 - В новом учебном году желаю всем учителям республики здоровья, семейного благополучия, смотреть с оптимизмом в будущее, идти на работу с радостью несмотря ни на что и в любых ситуациях сохранять чувство собственного достоинства.

 - Спасибо за интервью!

Назад к списку


Татьяна Никитина
журналист   


Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!
























© Татьяна Никитина
Использование материалов блога возможно только с письменного согласия собственника
Создание сайта, разработка блога SDEP.RU Яндекс.Метрика