blogtn.ru          Блог Татьяны Никитиной       niktorin10@yandex.ru       8(9021)688-553

Письмо педагогов: о профсоюзах, патриотизме и стимуле в школе – интернате №2 VIII вида г. Улан-Удэ (14.07.2017)

14.07.2017


Педагоги школы – интерната №2 VIII  вида г. Улан-Удэ написали письмо – обращение депутатам Народного Хурала, депутату ГосДумы Сергею Шаргунову и журналисту Никитиной. С чем –то в этом письме можно не согласиться, с чем-то можно поспорить. Понять, что такое забалливание деятельности, масштабирование результатов  индикативных карт, ученико-час и прочее, непросто. Однако жизнь учителя сегодня состоит именно из таких вещей, о несовершенстве которых все чаще говорит министр образования и науки России Васильева. Приводим письмо педагогов. 

       «Cовременный период развития российского образования – это время серьезных перемен, в том числе в содержании образовательного процесса, внеурочной деятельности, управлении образовательным учреждением. В Законе «Об образовании», новом федеральном государственном образовательном стандарте, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, особое внимание обращено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности. А с кого в нашей такой родной и близкой школе начать, с кого брать пример, кто всегда на глазах и с кого формируется образец?

Это наш российский учитель… И что бы там не говорили о современном воспитании и молодежи, образец поведения он или она, те, кто учит держать ручку, с кем ребенок выучил первые в жизни буквы, и кому посвящают песни и стихи выпускники. У людей старшего поколения в памяти та самая, строгая и мудрая, все понимающая учительница, перед которой, как перед самым близким человеком, стыдно было за свои проступки и хотелось исправиться  и  получить жизненную оценку. Но у этой Марь Ивановны было главное отличие от современного учителя. Она не знала что такое стимул. Она не знала что такое «проекты». Что зарплата может быть разной и меняться в зависимости от заполнения индикативной карты, и сильно бы огорчилась, узнав, что  в современной школе уже давно нормой стал годами взращенный и отработанный стимул и его величество индикативная карта, где  норма -  это деление в конце месяца денег,  и  когда каждый шаг забалливается  и стимулируется. Свою специфику имеют трудовые отношения в школах, а профсоюз   – активный участник деления стимулирующей части заработной платы.

В конце месяца собирается комиссия из руководителей методических объединений, лидера профсоюзного комитета и начинается подсчитывание баллов педагогических работников.  Но вначале только и разговоров о том, у кого сколько баллов. Такие вот сюрреалистические отношения воспитательского корпуса и некоторых учителей привели к тому, что в общешкольном тазике со стимулом плещутся проекты, дети, мероприятия  и учебный процесс стал бизнесом. Накал страстей достиг такого апогея на генеральном прогоне работы комиссии, как итоге ежемесячной работы, что мутная вода полилась через край. Иногда появляются недовольные, но тут же комиссия во главе со своим профсоюзным лидером идет за разъяснениями непосредственно в дирекцию. Профсоюз и комиссия не может справиться с маштабированием результатов индикативных карт. Недовольные современные Марь Ивановны заявляют о своих правах, а тут как тут жесткая позиция директора школы, которая играет на руку воспитательскому корпусу, который при таком раскладе в тренде. Мы видим темную воду под названием «стимул» - а это айсберг, за которым скрывается тлеющий конфликт. Прекрасный метод отфутболить учителя с его индикативкой – отношение,  высказанное во всеуслышание о никчемности, непрофессионализме в формате перехода всех красных линий.

             Почему дирекция и профком видят во внеурочном воспитательном процессе больше ценностей, чем в урочной деятельности? Потому что это по большей части  контролируемая, податливая среда, где главный либреттист и режиссер директор школы. Недопустимо, когда директор делит так коллектив. Чисто эмоциональные вещи, исходящие от директора, руководителя, идеологически раскололи коллектив. Но это все риторика. А факты остаются фактами.

Тут есть еще один тонкий момент. Появилось такое жуткое, даже со стилистической точки зрения, понятие, как "ученико-час".  Стоимость урока определяется в зависимости от числа учеников, сидящих за партами в классе во время урока. А воспитатели после обеда не обременены количеством детей, могут и с одним ребенком получать свою ставку, детей после уроков разобрали, а на воспитателей не распространяется оптимизация. Поэтому неизбежный и наиболее ожидаемый результат этой работы  погоня за баллами.

 Всем педагогическим работникам нашей школы, кроме педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс, предусмотрен коэффициент педстажа (по 972 приказу) и  другие выплаты. Учителям же выплата за педстаж  не предусмотрена методикой формирования фонда оплаты труда (Ответ главного бухгалтера централизованной бухгалтерии Минобрнауки). Учителя могут получать  только стимулирующие выплаты по результатам труда. (Постановление №289 от 18.09.2007г). Но в нашей школе-интернате все смешали. Выплачивают  прочим педагогическим работникам и выплату за стаж  и выплату по результатам труда, поэтому у учителя, непосредственно осуществляющего учебный процесс з/п на ставку меньше, чем у других педагогических работников, которые находятся на другой системе оплаты, независящей от стоимости ученико-часа.

Из ответа министерства образования РБ от 21.02.2017 г. в стоимость ученико-часа включен коэффициент педстажа и ежемесячная денежная компенсация на приобретение научно-методической литературы. Каким образом учтен педстаж,  если стоимость ученико-часа у всех учителей одинакова 7,63 руб.?

Доплаты за заведование кабинетом, доплата за классное руководство, доплата за руководство методическим объединением выплачивают из неаудиторной занятости  педагогическим работникам, которая включает в себя виды работы с обучающимися в соответствии с должностными обязанностями.  А заведование кабинетом, классное руководство, руководство методическим объединением не входят в должностные обязанности учителя, а являются дополнительной работой, которая должна оплачиваться дополнительно. Есть люди, которые не вырабатывают часы, но получают з\п в полном объеме.

В свое время учителя перешли на 5-ти дневную рабочую неделю, соответственно изменился учебный план школы, уменьшилась учебная нагрузка у учителей, т.е. произошла оптимизация в структуре учителей. А количество воспитателей осталось прежним, даже увеличилось. По штатному расписанию в 2012 г воспитателей – 34 чел, в 2014 – 36 чел, в 2015 – 36 чел, в 2016 – 37,75 чел.

Анализ графиков работы воспитателей за 3 последних года, графики ПДО, педагога-организатора, муз.руководителя, инструктора по физкультуре. Всегда шла и до сих пор идет недоработка нормы часов. По нашему расписанию 5-дневной учебной недели и учебному плану, некоторым воспитателям невозможно выработать 25 час, особенно на старших классах двум воспитателям, при этом не все дети ночуют. О таких нарушениях неоднократно говорилось на планерных совещаниях и собраниях, эти факты доводились до сведения директора школы, и министерства образования РБ, но все остается без изменения.

Поэтому в нашей школе получается так, что учитель, непосредственно осуществляющий образовательный процесс, не получает должную заработную плату. Как показывает практика, нынешняя сложившаяся система, призванная стимулировать работника, на это не способна.  Учитель  постоянно находится в напряжении, думая о том, сколько же получит в этом месяце. Срежет ли комиссия баллы или нет. Кроме всего прочего,  такой профсоюз сильно подрывает микроклимат в коллективе. 

По этому вопросу обращались в Министерство образования и науки РБ, Главному бухгалтеру централизованной бухгалтерии, бывшему министру образования РБ, а ныне депутату Гос. Думы Дамдинову А.В., в Обрнадзор по РБ. Также обращались в прокуратуру, она переслала в государственную инспекцию труда, где дали ответ, что формально все правильно и нарушений нет, при этом никто не обращает внимание на то, что фактически получается, что учителя, непосредственно осуществляющие учебный процесс в ГКОУ СКОШИ №2 VIII в. г.Улан-Удэ, Республика Бурятия, на ставку получают заработную плату меньше других педагогических работников  нашей школы.

Учителям, непосредственно осуществляющим учебный процесс, начисляют заработную плату на основании одного документа, а остальным педработникам по двум?

В отношении административно-управленческого персонала и педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс в государственных общеобразовательных организациях действует одна система оплаты труда (Постановление №289), а у других педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс в индивидуальном порядке (домашнее, дистанционное обучение, индивидуальные коррекционные занятия) в том числе воспитатели, педагог-психолог, педагог-организатор, педагог-логопед, дефектолог, инструктор по ФК, музыкальный руководитель  действует другая (Приказ №972 Приложение №1).

П. 6. Постановления Правительства РБ от 10 декабря 2014 года N 620 гласит «Компенсационные и стимулирующие выплаты, входящие в систему оплаты труда работников, устанавливаются руководителем учреждения в соответствии с перечнем видов компенсационных и стимулирующих выплат, установленных действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами».

В приложении №2 и №3  (Приказ №972) дан перечень видов и размеров компенсационных и стимулирующих выплат для работников образовательных организаций, в отношении которых действует система оплаты труда работников, включающая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, компенсационные и стимулирующие выплаты.

П.6. Приказа Минобрнауки РБ от 27.04.2015 № 972 говорит, что «Выплаты стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 07.08.2008 № 387 «Об утверждении перечней видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в республиканских государственных учреждениях». Коэффициенты стимулирующих выплат устанавливаются в соответствии с приложением № 3 к настоящему Положению.

На основании этого приказа всем работникам школы, кроме учителей, непосредственно осуществляющих учебный процесс установили эти выплаты в локальном нормативном акте организации, «Положение о  выплатах компенсационного и стимулирующего характера работникам  ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида».

П.18. Постановления Правительства РБ от 10 декабря 2014 года N 620 гласит, Положение о системе оплаты труда работников республиканских государственных образовательных организаций, подведомственных Министерству образования и науки Республики Бурятия, не распространяется на административно-управленческий персонал и педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс, государственных общеобразовательных организаций, система и условия оплаты труда которых устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.09.2007 N 289 "О системе оплаты труда работников общеобразовательных организаций в Республике Бурятия".

Постановление №289 в отношении административно-управленческого персонала и педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс в государственных общеобразовательных организациях, в п.1.2. Приложения №4 определяет, что система стимулирующих выплат педагогическим работникам общеобразовательной организации включает в себя соответствующие выплаты по результатам труда и установление условий стимулирования, не связанных с результативностью труда, не допускается.

И еще можно получить стимулирующие выплаты на усмотрение комиссии, они могут быть и могут не быть. В Положении написано, «Распределение поощрительных выплат работникам по результатам труда за счет стимулирующей части фонда оплаты труда производится с применение демократических процедур, по согласованию с органом, обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательной организации и с учетом мнения профсоюзной организации (создание соответствующей Комиссии с участием представительного органа работников)».  Но на самом деле члены комиссии,  зависимы и подконтрольны руководителю школы, которую он назначает и направляет. Даже если ты нарабатываешь баллы, их может комиссия убрать, уменьшить, потому что ты неугоден руководству школы.  Как можно при такой системе оплаты труда повышать качество образования наших детей?

               Будем пытаться еще раз достучаться до неравнодушных людей в разных ветвях власти.  Дадут ли учителю  спокойно работать и сеять разумное и прекрасное или гонка с индикативкой будет продолжаться?

             Такой подход   может привести к неприятным вещам. Либо школа  все-таки смирится с происходящим и превратится в стадо управляемых баранов, которые по звуку кнута будут бежать в нужную сторону, либо озлобится.  И кто пострадает, вывод ясен как белый день, бизнес и дети явления несопоставимые.
Все перечисленные выше дела это закон джунглей, где выживает сильнейший, а применительно к людям еще и подлейший и наглейший. А так как эти качества не характерны для российской школы,  если не сказать, глубоко  противны, вот и возникают вопросы, а для чего это все? Для защиты каких амбиций, в чьи планы это входит?  
             Важным принципом  деятельности школы и всех комиссий является открытость и демократичность в работе, партнёрские взаимоотношения, основанные на тесном взаимодействии с участниками образовательного процесса, совместная, командная деятельность на достижение положительных результатов в деле воспитания подрастающего поколения. И так хотим верить,  что наша школа – интернат это удивительный оазис счастливого детства. Здесь есть одно общее большое дело - не только научить, но и сплотить, научить дружить, показать мир вокруг, выявить и развить  каждого «особого» ребенка,  помочь найти свою дорогу в жизни».

Тэги: стимул, школа, ученико- час 

 

Назад к списку


Татьяна Никитина
журналист   


Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!
























© Татьяна Никитина
Использование материалов блога возможно только с письменного согласия собственника
Создание сайта, разработка блога SDEP.RU Яндекс.Метрика