blogtn.ru          Блог Татьяны Никитиной       niktorin10@yandex.ru       8(9021)688-553

С физикой и Богом по жизни (27.01.2016)

27.01.2016


На фото: Елена Савватеева, картина "Два Георгия" (внизу), помещенная на почтовую марку.

Автор Дмитрий Благодырь

На первый взгляд Елена Олеговна Савватеева - обычный учитель физики и информатики в поселковой школе, но познакомившись с ней, понимаешь, что это творческая натура, в которой кроются стихи, посвящённые работе и школе, учительскому ремеслу, детям и православию. Елена Савватеева мечтает написать собственную книгу. Сегодняшний наш разговор с ней о проблемах ЕГЭ, православной культуре, а также буднях преподавания в Первомайской МОУ СОШ №5 Забайкальского края.

- Елена Олеговна, как вы стали учителем? Сложно ли привыкнуть к детям и обучать их?

- Я никогда не думала о школе. После окончания ВУЗа осталась работать на кафедре физики, отработала там 10 лет. Сначала ассистентом, потом старшим преподавателем. В посёлок меня привела болезнь бабушки, которая требовала ухода и внимания, и поэтому я пошла в школу. Когда-то я говорила об этой работе – нет, никогда не буду учителем, никогда не пойду в школу. А обычно, когда человек начинает говорить «никогда», то как правило происходит всё наоборот. Вот это «никогда» и со мной случилось. Сначала во второй школе, а потом в пятой, потому что эта школа родная, я её окончила. И в этом году нашей школе исполняется 50 лет.

Когда я пришла в родную школу, то сначала часов по физики не получила. Стала преподавать информатику, о которой тоже говорила – никогда. Мне дали один час в неделю у класса гуманитарного профиля.  На скорую руку стала осваивать всё программное обеспечение и саму учебную программу, и сразу же готовить десятые и одиннадцатые классы к ЕГЭ по информатике. К этому я была, конечно, не готова, и мы с ребятами вместе осваивали курс, вместе разбирались. Тогда сдавало всего 3 человека, насколько помню. Уже позже дали часы по физике, по основному моему предмету. Там уже не два класса у меня было, а с пятого по одиннадцатый.

Что касается детей, то там были свои определённые сложности. К старшеклассникам как-то быстро привыкаешь, потому что они больше похожи на студентов. Что же касается седьмых, восьмых, девятых классов, то там сам возраст сложный. Ещё был специализированный класс коррекции, что было очень болезненно. Психологически тяжело, социально тяжело и в чём-то физиологически. Причём не только для меня – новичка в школьном преподавании, но и для учителей, которые уже давно занимаются этим. А если говорить о детях в принципе, то все они разные, со всеми общий язык надо найти, и, по-моему, с каждым годом сами дети становятся легче, они становятся добрее. Так происходит, возможно, оттого, что у нас ввели предмет «Основы православной культуры», который я тоже преподаю. И те дети, которые получили, так скажем, «прививку» православной культуры – мне с ними легче найти общий язык. Ведь прежде чем говорить о науке, надо сначала построить человеческие отношения с учащимися. Я считаю это самым важным.

- Хотелось ли уйти из школы?  

- Это бывает с каждым учителем. Когда мы приезжаем на курсы по повышению квалификации, нам дают психологический тест, определяющий наше состояние. Большинство учителей, отвечая на вопросы этого теста, находятся в состоянии профессионального выгорания. Причины в следующем: для кого-то слишком много часов, особенно для тех, кто преподаёт русский и математику, их особенно не хватает, физиков тоже недобор. Я вот один физик на всю школу. Нам даже болеть нельзя. У нас в школе два преподавателя биологии, что в чём-то хорошо. Один заболел, часть часов взял на себя другой педагог. А мне вот болеть совсем нельзя, иначе дети останутся без физики. Возвращаясь к причинам, тут ещё и зарплата роль играет, частая задержка выплат.  

- Хватает ли в школе учителей? Каждый ли может стать учителем в наше время?

- Кадров, конечно, не хватает. У нас долгое время не было учителя труда. На сегодняшний день человека приняли, но он без педагогического образования. У него техническое образование. Ему ещё проходить курсы, ибо такое недопустимо в принципе, чтобы человек, учащий детей, был без педагогического образования. Текучка из других профессий, специальностей в учительский состав, она конечно разрешена. Но нужно обязательно проходить курсы. Это один из возможных вариантов прихода к учительскому ремеслу.

Другой вариант. Многие дети говорят, что никогда не пойдут в педуниверситет, но в итоге там оказываются. На данный момент, в одиннадцатом классе, где я преподаю, только одна ученица хочет пойти в педагогический. Ещё одна девятиклассница думает стать учителем физики, желание появилось, когда в седьмом классе к олимпиаде готовились, но всё же она в раздумьях между да или нет. Спрашивая её, в чём причина, отвечает, что просто физически не сможет. Это ведь специфическая работа. Работаешь с утра, а после работы ещё работаешь, т.е. готовишься к урокам, домашние задания проверяешь. Подготовка к урокам заключается не только в написании конспекта, но и дополнительного материала.

По новым стандартам это ещё сложнее, потому что седьмой и восьмой класс они ещё и по проектам должны работать, а это ещё дополнительный часы. А проект – это не просто знание предмета, там нужно создать какой-то продукт. Например, фильм, презентация, один ребёнок решил прибор своими руками собрать. В этом уже креативность проявляется как детей, так и педагога. Многим учителям это интересно. В этом, кстати, есть положительный момент для выбора экзаменов для сдачи, ибо ребёнок попробовал создавать проекты в разных областях, и, подходя к девятом классу, знает, что ему интересно и кем он хочет стать. А не как обычно наобум, я хочу сейчас это сдавать, а потом я уже хочу другое, а такое часто происходит. То есть благодаря проектной системе, я считаю, дети смогут выбирать профиль более объективно. О чём ещё хочу сказать, это облегчит подготовку к экзаменам, допустим, выбрало физику 3-4 человека, значит, им часов больше, как минимум пять в неделю. Правда, как это будет организовывать школа, я не знаю, но при такой возможности путь решения, полагаю, найдётся.

- Школа готова к новым стандартам образования?

- По оснащению школа не готова к принятию новых стандартов. По финансированию - в основном сами, своими силами. Только у нас столовая – это частный предприниматель. Мы единственная школа в районе, у кого столовая не относится к школе. Чем это хорошо для школы, во-первых, питание лучше, и все проблемы по проверкам на плечах предпринимателя, во-вторых, оплата аренды. Ещё мы вошли в программу и сделали детский сад – школу, за счёт этого на первом этаже установили пластиковые окна. Впрочем, в этом году в посёлке отремонтировали старое здание детского сада, поэтому нам сказали не набирать пока что новые группы, а довести до конца эти. В тендерах мы не участвуем. А финансирование в нашем районе очень маленькое.

Десять лет назад школа получила грант в один миллион, обновили кабинет информатики и купили для остальных предметов всего по мелочам. Но вот уже сколько лет прошло, всё уже устарело. К нам приезжал заместитель министра образования по Забайкальскому краю, я ему задавала вопрос – почему с бюджетом так. Он ничего не сказал толком. Я ему говорю – у меня вот в кабинете информатики 13 компьютеров, нам выдали новое программное обеспечение только на пять компьютеров, то есть у меня пять с новой системой, а остальные с Linux ОС. Приходится рваться, сначала я объясняю пяти учащимся одну систему, а потом остальным другую.

Задавала этот вопрос, но ответом послужило молчание, а потом скомкано – ну мы проведём, выясним, установим. Причём здесь ещё другой род издевательства присутствует над учителями. Недавно ввели электронные дневники, которые учителями старшего возраста осваиваются достаточно тяжело. Со следующего года закупили совершенно новую систему, и там совершенно всё по-другому, это заново себя научить пользоваться надо, а потом всех остальных.

- Расскажите о своих наградах и достижениях. Известно, что вы человек творческий, пишете стихи, посвящённые учительскому ремеслу.  

- В последние пять лет на муниципальном уровне за 2008 и 2009 год – участие в научной конференции «Шаг в науку», по физике диплом 1-ой степени краевого уровня и диплом 2-ой степени. В 2009 и 2010 годах тоже конференция «Шаг в науку», на международном уровне. Касательно олимпиад в принципе, то я не сторонник платных олимпиад. За платные олимпиады не берусь – это мой принцип. В 2015 году лично проводила олимпиаду по «Основам православной культуры» на школьном уровне, теперь эта дисциплина введена в список всех олимпиад. В этом году хочу выйти на краевой уровень по проведению олимпиады. Потому что писало мало человек, наши школы объединились, и мы провели олимпиаду на уровне Шилкинского района. Итог две победы – два ребёнка, воспитывающиеся в семье священника. Они были готовы к этим вопросам.

Так вот, когда приглашали детей на районный уровень, девочка из шестого класса поднимает руку и спрашивает: «Сколько нужно заплатить, чтобы прийти на олимпиаду?» Я была в шоке. Моё мнение об оплате принятия участия в олимпиадах – это просто зарабатывание денег. Такого не должно быть, это ведь нацелено не на поиск талантливых детей! Из больших достижений по основному моему предмету, у меня был такой ученик, сейчас учится в МГУ на физика, он поступил благодаря олимпиаде. В прошедшем году открытием для меня стали учащиеся, принявшие участие в олимпиаде по информатике, заняли первые места. В прошлом году я была классным руководителем выпускающего класса. Из 18 человек 13 поступили в высшие учебные заведения, и все на бюджет. Парни некоторые в армию ушли, там я точно истории не знаю, что и как, но балы у всех были высокие.

Если говорить о совсем личных достижениях, то одна из моих картин «Два Георгия» стала почтовой маркой России. Я приняла участие в конкурсе, который проходил в Санкт-Петербурге. Тему выбрала – Цена Великой Победы. На сегодняшний день работаю над написанием книги «Не детские вопросы взрослым на уроках по Основам Православной Культуры». Пишу её на основе своих уроков.

Особенно меня удивили вопросы детей из 4 «а» класса. Например, «Какой самый первый грех у ребёнка, который только что родился?», или «Почему многие подростки – грубые?». Ещё один интересный вопрос: «Почему, когда женятся, говорят – пока смерть не разлучит?». Но самый убийственный вопрос был таким: «Если мой папа начал курить в начальных классах, моя сестра часто болеет, у меня плоскостопие, искривление позвоночника, то это как-то связано?»

- Возвращаясь к теме ЕГЭ. Говорят, что в контрольно-измерительных материалах часто допускают ошибки, что вопросы слишком размыты. Вы поддерживаете систему ЕГЭ?

- Я участвую в проверке ЕГЭ. Когда ещё в нашей области все начиналось, я уже участвовала в проверке. Я вхожу в состав эксперт-группы на краевом уровне по проверке ЕГЭ и ОГЭ. После проверки мы пишем отчёты с обращением к создателям КИМа, задаём в этих отчётах вопросы. К примеру, почему в КИМах присутствуют задания ВУЗовского уровня, такого быть не должно. Иногда вопросы по формулировке заданий, она зачастую бывают неоднозначны. Нынче КИМ взяла, за девятый класс, ОГЭ, и самое первое задание такое, что на него нет правильного ответа. Там звучит вопрос: «Назовите прибор для измерения влажности воздуха?» В списке присутствует похожий прибор, только вместо – психрометр, написано – психометр. Вот такие казусы случаются. Что же касается перспектив ЕГЭ, то Садовничий, ректор МГУ, во времена, когда это всё вводилось, сказал умную мысль, что ЕГЭ должно быть в качестве альтернативы, то есть я хочу сдаю ЕГЭ, не хочу сдаю экзамены по старой системе.

- Спасибо за интервью!

Назад к списку


Татьяна Никитина
журналист   


Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!
























© Татьяна Никитина
Использование материалов блога возможно только с письменного согласия собственника
Создание сайта, разработка блога SDEP.RU Яндекс.Метрика