blogtn.ru          Блог Татьяны Никитиной       niktorin10@yandex.ru       8(9021)688-553

Электронный журнал в школе: что это такое (19.12.2015)

19.12.2015


Автор – Дарья Санжеева

Внедрение компьютерных технологий происходит повсеместно, не обошло данное явление и образовательный процесс. На сегодняшний день уже около пятидесяти школ Бурятии перешли на использование электронных журналов, некоторые из них даже полностью отказались от бумажных. Мы поговорили с автором и руководителем проекта ЭлЖур Денисом Кузнецовым и узнали, как происходит внедрение информационных технологий в жизнь учителей, что по закону положено школам и чем отличается его электронный журнал от других подобных систем.

 – Денис Сергеевич, насколько мне известно, вашей системой у нас в республике пользуются не только городские, но и сельские школы. Причем, такой интерес появился именно в этом 2015 году, чем это обусловлено?

– Все больше школ Бурятии выбирают ЭлЖур для ведения учета успеваемости. Кто-то только начинает пользоваться нашей системой, кто-то уже давно активно работает, как, например, 14-я гимназия или бурятский национальный лицей-интернат №1. Нашими продуктами также интересовались в самой республике Бурятия, в том числе мы демонстрировали ЭлЖур администрации города Улан-Удэ. В конце октября мы проводили семинар на базе 14-й гимназии в рамках административного мероприятия, где рассказывали о системе и ее возможностях, активно обсуждали вопрос отказа от ведения бумажных журналов.

–Можно сказать, что вы сейчас работаете над масштабным внедрением информационных технологий? И как это обычно происходит, школы сами проявляют инициативу? Я присутствовала на родительском собрании в школе №17, когда туда пришли представитель «Электронной Бурятии» и предлагали установить какое-то современное оборудование. Учительница это все восприняла как дополнительную нагрузку.

– Этой весной мы разговаривали с министром образования Республики по вопросу глобальной информатизации образования, построению единой информационной среды образовательных организаций.

Если говорить о внедрении электронных журналов, то тут ситуация двоякая. Сначала педагоги не хотят это принимать, воспринимают как обузу, мол, «нам сложно, мне проще рукой написать, зачем нам это надо?». А потом, когда они начинают знакомиться со всеми возможностями, понимают, что не больше времени тратят, а наоборот, экономят свои рабочие часы – отношение меняется. Конечно, безусловным условием того, чтобы все это было воспринято учителями на «ура» является отказ от бумажных журналов. В ином случаем им придется делать двойную работу. Реальная практика показывает, что сначала учителя говорят, что им это не нужно, ведут бумажный журнал, а вечером дома вбивают в электронный то, что требует завуч, потом, спустя какое-то время, они начинают вначале вносить оценки в электронный журнал и  раз в неделю заполнять бумажный, а затем и вовсе от бумаги отказываются. На самом деле ЭлЖур в один клик мышки формирует печатный журнал в том виде, в котором все его знают. В конце года достаточно школе нажать кнопочку, чтобы получить на выходе готовый бумажный журнал, уже заполненный, с темами, с оценками, со всем, что необходимо.

–  Около 200 школ в России уже отказались от бумажного журнала и полностью перешли на использование вашей системы, у нас в Улан-Удэ, например, с этого учебного года 14-я гимназия сделала это. Но, тем не менее, остаются школы, которые не спешат расставаться с привычной формой ведения учета успеваемости, как вы думаете, в чем причина?

– Чаще всего мешают отказаться от бумажных журналов два фактора. Первое – это отсутствие необходимой материально-технической базы. Но здесь нужно понимать, школы не стоят на месте, компьютеров становится все больше, когда-то и интернета в школах не было, сейчас – в каждой. А второе – это менталитет. По 273-му федеральному закону школа сама вправе определять, как она ведет учет успеваемости, в какой форме. Но у нас по умолчанию в сознание забито, что это обязательно бумажный журнал. Иногда разговариваешь со школами, говоришь им о переходе, об отказе, а они отвечают, что им никто не разрешал. Так ведь им и не должен никто разрешать. Они вправе выбрать как бумажный, так и электронный журнал, да хоть на стене в спортзале оценки писать.

– То есть с точки зрения закона ведение электронного журнала никак не регулируется?

– Есть две стороны медали. Первая - ведение учета успеваемости, а вторая – государственная услуга. И, если первое – дело добровольное, потому что по закону школа может вести этот учет, как хочет, то второе – это государственная услуга, которую школа обязана оказывать. Но она заключается не в ведении полноценного электронного журнала по всем ученикам, а в том, что каждая школа должна предоставить возможность всем желающим родителям получать сведения об успеваемости в электронном виде. И эту услугу должны были организовать во всех образовательных организациях страны к 1 января 2014 года.

– Вы ведь сами в прошлом были учителем информатики, наверное, этот опыт дает вам понимание того, что нужно учителям, образованию. Каковы были ваши изначальные цели? Достигнуты ли они? Насколько тяжело было закрепиться в этой сфере, до вас ведь были и другие, Дневник.ру, например? Много времени понадобилось, чтобы найти своих пользователей?

– 5 лет я преподавал в школе, потом 5 лет у меня был перерыв, когда я целыми днями занимался ЭлЖур, а сейчас снова вернулся к преподавательской деятельности, по субботам. Идея реализовать данный проект появилась в 2009 году, когда я переехал в другой район Москвы и перестал преподавать в своей родной школе, в которой раньше учился. Тема электронных журналов тогда вертелась в воздухе, они появлялись, где-то начали внедряться. Компьютеры в школах к тому времени перестали быть редкостью. То есть фактически я тогда взглянул глазами учителя на те продукты, которые существовали на данном рынке. Предлагаемые решения либо имели устаревший и неудобный интерфейс (знаете, такие «савковые», сделанные в конце 90-х, решения, когда о юзабилити еще совсем не думали). Либо они были внешне более приятными, но при этом не функциональными. Эти журналы действительно позволяли поставить оценки и посмотреть их родителям,  построить какой-то типовой отчет, который в принципе можно за 5 минут посчитать на калькуляторе или в exel в конце четверти. Но при этом они не предоставляли учителю, завучу, родителю каких-то новых возможностей, ради которых они бы ежедневно пользовались электронной системой. Никому не интересно менять «бумажное шило» на «электронное мыло», этот переход должен не только упрощать работу, но и предоставлять добавочную ценность. Поэтому пришла мысль сделать функциональную систему «с человеческим лицом», чтобы ее мог использовать даже неподготовленный пользователь, без инструкции. Осенью 2009 года были сделаны первые шаги, а  весной 2010-го мы уже сделали продукт, который начали апробировать в трех московских школах.

С первых дней мы начали очень тесно взаимодействовать со школами, обсуждая и реализуя для них все новые возможности системы. А дальше оно пошло, как снежный ком – чем активнее школа использовала систему, тем большее идей и новых желаний у нее возникало, а мы их реализовывали. Прошло уже почти 6 лет, а у нас до сих пор не стоит проблема того, что мы не знаем, как развивать систему. У нас огромный список задач. И сейчас ЭлЖур – это уже не просто электронный журнал, это система, которая сопровождает образовательный процесс с момента его планирования до выдачи аттестата.

– Не знаю, как в Москве, но у нас, судя по рассказам учеников и учителей, очень часто происходит так: первые две недели системой активно пользуются, последующие две – по возможности, а потом совсем забрасывают. Как вы думаете, почему это происходит? Случается подобное с вашим сервисом?

– Я не могу говорить за каждую школу, но лично я не знаю таких случаев, когда наши пользователи бы забрасывали ведение электронных журналов. Возможно, такое бывает, когда в школе с компьютерами совсем плохо, или когда директор, получив «указку сверху», сказал: «Нужен электронный журнал» - что-то внедрили и тут же забросили.

– Наверняка, мешает еще и то, что поначалу учителям приходится делать дополнительную работу, заполнять сначала бумажный журнал, потом электронный, потом вывешивать эту информацию на сайт, который по закону сейчас должен быть у каждой школы.

– Именно из-за этого мы изначально уделяли столько внимания удобству и простоте работы с ЭлЖур, чтобы работа с ним требовала минимального количества действий со стороны пользователя - два клика и оценка стоит, она сохранена, она уже в дневнике, она в отчетах. Ничего больше делать не надо. Также мы интегрируем нашу систему с другими продуктами, используемыми школами, например, у нас есть тесная интеграция с типовыми школьными сайтами. Обычно происходит так: завуч составил расписание и повесил его в школе, потом пошел и сделал это расписание в электронном журнале, потом на школьном сайте, и так далее, и так далее. Делается десятикратная работа в различных информационных системах. Мы сделали интеграцию таким образом, что расписание, график контрольных работ, замены учителей, домашнее задание из электронного журнала автоматически переносится на сайт. Стоит завучу сказать, что сегодня болеет Мария Ивановна, ее будет заменять другой учитель другим предметом, и внести это в электронный журнал, как эта информация автоматически появляется на сайте. Такая интеграция избавляет школу от дублирующей работы в разных электронных системах. Есть целый спектр таких систем, ЭлЖур можно связать  с турникетами, можно интегрировать с различными сервисами для онлайн обучения. Сейчас много информационных систем, и мы стараемся избавить человека от лишней рутины.

– Вы сказали, что помимо базовых функций электронного журнала, у вас есть и другие. Расскажите подробнее о дополнительных возможностях вашей системы.

– Например, есть возможность планировать контрольные работы, анализировать загруженность учащихся домашним заданием. Существуют различные нормы СанПиНа, которые необходимо соблюдать, и, которыми не редко в школах пренебрегают из-за того, что их сложно отследить заранее, все проявляется только по факту. Бывает, что в один день два учителя проводят в классе контрольную по математике и диктант по русскому языку или на один день по двум предметам задают очень объемное домашнее задание, а нормы СанПиНа это запрещают. С помощью электронной системы этого можно избежать.

Сейчас огромное внимание в школах уделяется второй половине дня, различным дополнительным занятиям, которые проходят не поурочно, а по времени. Одно начинается в 3:30, другое в 3:20, одно идет полчаса, другое – полтора. И дети на такие занятия ходят не по классам, а группами из разных параллелей. ЭлЖур позволяет проверить всевозможные конфликты в таком сложном расписании. Если мы обнаружим, что у ребенка одновременно два занятия, то тут же выдадим, что такого быть не может. Если это бюджетное занятие, то это получится двойное расходование бюджетных средств на одного ребенка, а, если платное, то получается, что родители теряют свои деньги зря. Ребенок ведь не может одновременно в двух местах находиться. 

– Во сколько школе и родителям обходятся ваши услуги? Делают они единовременный взнос или оплачивают каждый месяц?

– Базовый функционал нашей системы бесплатен и для школ, и для родителей, при этом и у тех, и у других есть возможность заказать дополнительные платные услуги. Родитель может заказать получение оценок по СМС. Он может заказать получение различной аналитики по электронной почте, если ему хочется, например, не просто оценки смотреть, а хочется проанализировать динамику изменения среднего балла его ребенка, оценить, как он учится на фоне класса. Все эти дополнительные услуги можно заказать за символическую сумму. Минимальная стоимость услуги – 50 рублей в месяц, самая дорогая услуга – смски, 175 рублей в месяц. Если родитель не оплачивает никакие услуги, мы показываем ему рекламу наших партнеров. Это обычно предложения по организации досуга и отдыха для детей, разные дополнительные курсы.

–  Говоря об информатизации, о внедрение информационных технологий в образовательный процесс. У нас в Бурятии хотят в школы внедрять какие-то электронные системы контроля питания, турникеты, электронные медицинские журналы, все это не совсем понятно людям далеким от этой сферы. Вы как эксперт в этой области, что можете об этом сказать?

– В Москве у нас уже, например, не первый год стоят турникеты. Каждый ребенок имеет карточку для его прохода в школу. Родитель может заказать услугу, чтобы быть в курсе, когда ребенок пришел в школу или вышел из нее. Турникеты могут быть интегрированы с нашим журналом, в этом случае «Нки» будут выставляться автоматически. Со столовой тоже самое, ребенок, чтобы купить себе обед, пользуется карточкой, той же, что и для входа. Родители, как на обычную банковскую карту, кладут на нее деньги, и всегда могут посмотреть, что ребенок купил сегодня: суп или конфеты – все становится прозрачно.

– Спасибо, успехов вам в работе!

 

Назад к списку


Татьяна Никитина
журналист   


Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!
























© Татьяна Никитина
Использование материалов блога возможно только с письменного согласия собственника
Создание сайта, разработка блога SDEP.RU Яндекс.Метрика