blogtn.ru          Блог Татьяны Никитиной       niktorin10@yandex.ru       8(9021)688-553

Как воспитать гения. Сегодня Дмитрий Маслеев, которого называют бурятским Денисом Мацуевым, выступит в финале XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (30.06.2015)

30.06.2015


Текст предоставлен комитетом по культуре администрации г.Улан-Удэ. Фото http://tchaikovskycompetition.com/ru/contestants/#piano

Дмитрий Маслеев... Это имя на слуху у меломанов, тем более у музыкантов и музыкальных критиков. Публикаций о нём, талантливом пианисте, немного. Достоин же он большего, учитывая профессиональные успехи в многочисленных международных конкурсах и сольных концертах: Франкфурт-на-Майне (Германия), Рим, Казерта, Салерно, Триест, Гориция (Италия); Москва, Благовещенск, Брянск, Тамбов; Сибиу (Румыния, дважды); Гайар (Франция) и, конечно, Улан-Удэ. Наградами в них были дипломы лауреата 1, 2 и 3 степени, а в Риме в 2011 году, на конкурсе пианистов «Chopin», Дима получил главный приз - белый рояль и тур из 12 концертов по городам Италии.

С пристальным вниманием я слежу за успехами уникальных музыкантов и каждый раз задаю себе вопрос: как вырастают такие одарённые дети, что предшествует их становлению, кто помогает раскрыться таланту?

Поэтому мысль о ступенях к вершине успеха возникла не случайно. Конечно, Дима был, как говориться, поцелован, отмечен музами с рождения. Но проводниками к этой вершине, несомненно, стали, в первую очередь, родители и педагоги, воспитавшие виртуозного музыканта. О них и пойдёт речь.

Слово Елене Геннадьевне и Владимиру Ивановичу, родителям. Разговор с ними состоялся после концерта Димы для учащихся и родителей в январе этого года в стенах его родной школы искусств № 5. Концерт прошёл после блестящего исполнения Димой Первого концерта Чайковского в зале Бурятской государственной филармонии в сопровождении Монгольского Государственного симфонического оркестра академического театра оперы и балета в рамках VI Байкальского Рождественского фестиваля.

Беседа с Еленой Геннадьевной и Владимиром Ивановичем Маслеевыми длилась почти три часа. Вопрос мой сводился к одному: как вырастить такого талантливого сына, как проходит процесс воспитания? Вот что я услышала от двух любящих, преданных своим детям родителей.

«У нас трое сыновей. Дима - самый младший. Воспитанием детей специально никогда не занимались, но всегда старались обеспечить доброжелательную обстановку в доме, никогда не повышали голос, с пониманием относились к проблемам ребят, с интересом следили за их увлечениями, а ещё - дети должны быть вовремя накормлены; всё, что им необходимо для учёбы, досуга, - всегда готово.

При всём том, ребята наши самостоятельные, учились без особых усилий со стороны, могли и могут сами приготовить еду, убрать, обслужить себя. Они постоянно придумывали разные игры, что-то рисовали, писали. У нас хранится несколько маленьких рукописных книжечек, прошитых нитками, с их рассказами-сказками.

Такие вещи в доме поощряются. В четыре года Дима прочитал газету и удивлённо спросил:

«Я что, читать умею?». Как бы случайно, но как знаково для будущего!

А однажды он удивил нас. Приходит домой в девять вечера усталый после занятий в театральной студии «Зеркало» при Городском дворце детского и юношеского творчества, где с удовольствием участвовал в спектаклях. Одно желание - спать. А в 6-часов утра, на следующий день, я вижу свет в детской спальне. Заглядываю. Все дети спят, а Дима у включённого ночника делает уроки, так как вечером не успел. Часто, бывало, приходим с работы, и перед нами такая картина: дети ползают по комнате, заставленной всякими коробками, игрушками, вещами, которыми их богатая фантазия позволяла придумывать сказочный, фантастический мир и по-своему реализовать его в играх. Мы с трудом, по краю стены, протискиваемся в кухню, а Дима ещё и ужин приготовил: ребёнок, но уже понимает, что мама с папой устали после работы, их надо порадовать».

Старший сын Маслеевых в 15-летнем возрасте ходил в поход на Шумак, две недели с ним вместе была и мама, не потому, что самой захотелось, а из-за горячего желания быть с сыном рядом, поддержать, если понадобиться.

«С Димой нельзя жёстко, - призналась его мама. - Здесь ему повезло со всеми педагогами. У нас до сих пор сохранились доверительные отношения со всеми его наставниками, ставшими для нас родными, близкими людьми».

Уже не первый раз герои моих статей рассказывают о ключевой роли бабушек в воспитании внуков. Не стала исключением и Димина бабушка - Мария Макаровна. Все годы учёбы в Новосибирской школе-десятилетке она была рядом с внуком, обеспечивала тыл, создавая уют в съёмной квартире, обеспечивала спокойную домашнюю обстановку. Во время разговора папа Димы, Владимир Иванович, вставлял ненавязчиво реплики в рассказ жены. И только одна фраза Диминой мамы всё объяснила: «Володя у меня уникум. В трудных ситуациях, возникающих у детей, берёт руководство на себя, безболезненно помогая ребятам выйти из них».

Всё стало понятно. В этих словах любовь, уважение, безграничное доверие друг к другу, нежность, взаимопонимание в воспитании детей, в первую очередь. История встречи Диминых родителей удивительна. Владимир Иванович родом из Тюменской области, Елена Геннадьевна - с Сахалина. Встретились же они на Камчатке, где проходили практику, у подножия Ключевской сопки. Как сказал Владимир Иванович, «увидел Лену и сказал - эта девушка будет моей женой. Это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь». Вместе они 33 года...

«Наша страна самая лучшая. Я считаю, что семья и страна едины. Когда в каждой семье будет всё в порядке, то и страна будет процветать. А когда стране трудно, её надо поддерживать, а не ругать», - сказала Елена Геннадьевна.

Настало время дать слово учителям Димы, о которых он говорит с любовью и уважением.

С Ольгой Андреевной Черных мальчик встретился в семь лет в школе №26, куда мама привела его в первый класс. Эта судьбоносная встреча повлияла на всю его жизнь.

«Общение с одарёнными личностями всегда оставляет пожизненный след в душе, в сердце, памяти, - сказала Ольга Андреевна. - Дима очень светлый человек и богато одарённая личность. Заниматься с ним было легко и свободно. Нас объединял по-настоящему творческий процесс, в котором мы оба росли. Дима учился у меня, я училась у Димы, он - как ученик, я - как педагог, и оба - как музыканты. Он всегда активно и с большим интересом участвовал в процессе урока, два - три часа занятий с ним могли пролететь незаметно. Никогда Дима не приходил неподготовленным к ним. Здесь ему на помощь приходила его природа: предельно сконцентрировать внимание на поставленной задаче, суметь за короткий срок сделать столько, сколько другим потребовалось бы в разы больше времени. А ещё, конечно же, его великолепная память, светлая голова, музыкальность, огромное чувство ответственности, преданность, тонкая душевная организация - всё это стержень его личности как человека и музыканта с большой буквы.

С детства Дима очень любил выступать. Я при этом никогда я при этом не волновалась, была уверена в нём: и когда состоялся его первый сольный концерт, в третьем классе, и в последующих концертах и конкурсах. Единственный раз я переживала за него на Межрегиональном конкурсе «Найдал-2001», где мы в первый раз заявляли о себе.

Я искренне люблю своего ученика, горжусь им, очень рада его успехам и хочу сказать, что бесконечно благодарна судьбе за то, что она одарила таким прекрасным учеником, как Дима».

Ту же самую фразу: «Это не Диме повезло, а нам, что судьба одарила таким прекрасным сыном» - я услышала от Елены Геннадьевны и Владимира Ивановича и порадовалась искренне за них за всех.

Рассказывает Елена Евдокимовна Степанова, заслуженный деятель искусств Республики Бурятия, у которой Дима продолжил обучение после отъезда Ольги Андреевны на работу в Китай: «У Димы всё очень правильно устроено в голове, про такую говорят - светлая. И, главное, есть желание играть на публике. Помню, с какой лёгкостью он справлялся со всеми трудными местами в Восьмой ля-минорной сонате Моцарта, словно не замечал их. Слушать его игру было одно удовольствие: ясная мысль, виртуозность (уже тогда!), артистизм. К этому надо добавить внешний эффект - симпатичный, светленький мальчик небольшого росточка, в белой, даже не рубашке, а блузе романтического покроя.

В марте 2001 года на Межрегиональном конкурсе «Найдал-2001» Дима одержал блестящую победу (первое место). Председатель жюри В. Оводов отметил его виртуозное, эмоциональное выступление. В том же году Дима стал лауреатом премии мэра г. Улан-Удэ «Звёздочки надежды». Кстати, через 10 лет, в 2011-м по приглашению Комитета по культуре Дмитрий выступил перед новыми лауреатами премии Администрации Улан-Удэ, перед новыми «звёздочками», убедив юных музыкантов в том, каких вершин может достичь талант при неустанном труде.

В конце 2001-2002 учебного года после прослушивания в Новосибирской десятилетке при консерватории имени М. И. Глинки, куда Дима приехал с родителями, он был принят сразу в восьмой класс, закончив шесть классов в ДШИ №5 Улан-Удэ. А в 9-м классе Ирина Исаевна Пашкова-Берман, заслуженный работник культуры России, его педагог в десятилетке, подготовила мальчика к участию в Межгосударственном конкурсе имени Татьяны Николаевой в Брянске. Там-то и проявился его сильный характер. Пятнадцатилетний подросток один, без сопровождающих, великолепно выступил в нём, завоевав первую премию. Во время конкурса Дима заболел. После успешного выступления один, больной, с багажом (две огромные мягкие игрушки, сумка) через Москву вернулся в Новосибирск. Несмотря на недомогание, очень довольный, что все трудности преодолел, и укрепил во всех нас веру в его сильный, стойкий характер.

После выступления в VI Байкальском Рождественском фестивале с Первым концертом Чайковского на вопрос Надежды Галсановны Донсороновой, руководителя Республиканского центра народного творчества: «Всего ли ты достиг?», Дмитрий ответил: «Да я ещё ничего не достиг». И теперь в каждый свой приезд в Улан-Удэ Дима приходит в родную школу и ежедневно занимается, а когда его нет несколько дней, значит он уехал на Байкал».

В этом весь Дима. Скромный, сдержанный, не осознающий масштабы своего дарования, но понимающий, что впереди долгий путь восхождения к вершине творческого мастерства.

Профессор Московской консерватории Михаил Степанович Петухов, в класс которого Дима поступил после окончания десятилетки в Новосибирске и у которого закончил аспирантуру, продолжает оставаться главным наставником пианиста и сейчас. Дима говорит о нём с большим уважением и восхищением. Все победы в дальнейших конкурсах благодаря этому сотворчеству.

После концерта в ДШИ № 5, в котором Дмитрий поразил филигранной точностью, виртуозностью, необыкновенными колористическими решениями исполнением 58-й До- Мажорной сонаты Й. Гайдна, «Экспромта» соч. 90 № 2 Ми бемоль-Мажор Ф. Шуберта и «Пляски смерти» Ф. Листа на вопрос ребят, сколько он занимается дома, ответил: «По- разному, каждый день от трёх до восьми, по возможности, а иногда и больше часов. Залог его успеха не только в огромном таланте, но и в трудолюбии. Дети это поняли. Сейчас Дима продолжает годичное обучение в Международной фортепианной академии на озере Комо в Италии - единственный из России, один из восьми пианистов, избранных из 700 претендентов.

В своём рассказе я попыталась донести до вас, уважаемые читатели, малую часть того, как идти к вершине мастерства, и огромную роль проводников на этом пути. Счастье, что такие люди встречаются, что Господь соединяет их и позволяет этих вершин достичь. Диме повезло.

 

Назад к списку


Татьяна Никитина
журналист   


Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!
























© Татьяна Никитина
Использование материалов блога возможно только с письменного согласия собственника
Создание сайта, разработка блога SDEP.RU Яндекс.Метрика