blogtn.ru          Блог Татьяны Никитиной       niktorin10@yandex.ru       8(9021)688-553

Ульяна Афанасьева: об элитных школах, ЕГЭ и кадровом вопросе

05.06.2015


Фото Марка Агнора.

Позади остался еще один учебный год, полный ярких впечатлений, волнений и важных перемен. Какими событиями войдет он в историю, мы попросили рассказать председателя комитета по образованию администрации города Улан-Удэ Ульяну Афанасьеву.

- Ульяна Сергеевна, самый важный на сегодня вопрос – это итоговая аттестация выпускников средней школы, которая пройдет с 25 мая по 26 июня. Чем будут отличаться эти экзамены? 

- В этом году наши школы заканчивают 1648 выпускников 11 классов и 3597 выпускников 9 классов. На экзаменах будут предприняты все меры безопасности и обеспечения объективности испытания, то есть установлены металлодетекторы, видеокамеры, специальные «глушилки» сотовой связи, которые в отличие от прошлых лет будут применяться повсеместно. 85 процентов экзаменов проходят в режиме «он-лайн», 15 процентов в режиме «оф- лайн», то есть записи. Впервые в этом году девятиклассники будут сдавать экзамены, как это и положено, не в своей школе. Особо отмечу, в Улан-Удэ для этих целей подготовлено 36 таких школ, что в плане оснащения всем необходимым потребовало от руководства города немало усилий.

Несмотря на то, что с каждым годом технические условия приема экзаменов ужесточаются, думаю, что ЕГЭ перестал быть для наших детей каким-то особенным испытанием. И родители, и ученики стали спокойнее относиться к ЕГЭ, потому что все поняли: и при обычном экзамене, и при ЕГЭ принцип оценивания остается тот же – как ребенок учится, так он и сдает. Конечно, бывают редкие исключения из правил, но общей картины это не меняет.

Наверняка вы знаете, что в этом году ЕГЭ стал дифференцированным, то есть ученик имеет право выбрать, какого уровня сложности математику, английский и русский ему сдавать. Для получения аттестата достаточно просто сдать математику и русский. Чтобы иметь результаты ЕГЭ для поступления в высшие учебные заведения, выпускник может выбрать разные варианты испытания. К примеру, в ЕГЭ по английскому языку добавили устную часть, так называемое «говорение», в ЕГЭ по русскому языку вернули «сочинение», математику также разделили на два уровня сложности.     

- Сколько в этом году планируется вручить золотых медалей, куда делись серебряные и какое значение имеют в новых условиях оценивания выпускников эти награды?

- Золотая медаль – это награда, которую выпускник получает за отличные знания, продемонстрированные во всех классах школьного обучения, иными словами, если у него за все годы обучения были одни «пятерки». Поскольку теперь при поступлении в учебные заведения в первую очередь имеют значение только результаты ЕГЭ, медали потеряли свою былую значимость. Это стало одной из причин отмены такой награды, как серебряная медаль, которая выдаваться выпускникам больше не будет. Влияет ли золотая медаль на результаты оценивания абитуриентов? Напрямую нет, но в некоторых вузах, где, помимо результатов ЕГЭ, учитывается такой дополнительный показатель, как средний балл аттестата, золотая медаль имеет значение. Хочу добавить, что в этом году в городе поданы заявки на 73 золотые медали, что примерно соответствует ежегодному количеству.

- Выпускников в этом году небольшое, чего не скажешь о младших классах, где число обучающихся растет с каждым годом. Как городские власти намерены решать проблему переполненности школ?

- Материнский капитал и прочие меры стимулирования рождаемости сделали свое положительное дело, однако, признаемся, что к этим изменениям мы оказались подготовленными недостаточно. Если в этом году 9 классы у нас заканчивают 3597 выпускников, то первые классы – около 6400 детей, то есть почти в два раза больше. Причем количество наших первоклашек больше, чем реально живут в Улан-Удэ. Если при приеме ребенка в детский сад наличие его регистрации в городе является основным моментом, то не принять любого ребенка в школу, если он имеет возможность ее посещать, мы не можем. Поэтому, даже зная, сколько малышей у нас выпустилось из детского сада, сколько проживает в Улан-Удэ, сказать, сколько у нас будет первоклассников, сколько классов – комплектов будет формировано в следующем учебном году, невозможно.

В городских школах сегодня учатся дети из пригородных Заиграевского, Иволгинского, Тарбагатайского районов, и мы обязаны посадить за парту всех. Школы перегружены, 87 процентов школ работает в 2 смены. Некоторые учебные заведения вынуждены делать гибкий график, сдвигать уроки, приспосабливать под классы все возможное, включая учительские, библиотеки, подсобные помещения. Мы неоднократно ставили вопрос о переполненности школ, но суммы таковы, что в одиночку город проблемы не решит. Новая школа №65 обошлась в 380 млн. рублей, работает сегодня в две смены, здесь учатся 800 учеников. Только благодаря тому, что школа построена согласно современным требованиям (здесь два спортивных зала, большие кабинеты технологии, большой стадион), даже в две смены коллективу удается организовать обязательную для детей в рамках федерального образовательного стандарта внеурочную деятельность, чего лишены другие учебные заведения. Остро нуждаются в новых школах сотые квартала, где мы уже зарезервировали земельные участки. До сих пор до конца не достроена школа №6 в пос. Орешкова, учебный корпус Лицея – интерната для одаренных детей №61 на Бурводе, три года как закрыта школа №2, и ее ученики вынуждены учиться в других школах.

- Все-таки когда откроется школы №2?

- Визит в Бурятию замминистра строительства России Леонида Ставицкого несколько внес ясность в вопрос. Сложность состояла в том, что проектно – сметная документация на школу №2 состояла из двух частей, были проведены почти все экспертизы, но стоял вопрос включения в федеральную программу. Нас заверили, что объект будет включен в программу, на реконструкцию потребуется 246 млн. рублей, из которых 172 млн. даст федеральный бюджет, а оставшиеся 74 млн. рублей консолидированный бюджет Бурятии. Надеемся, что школа откроет свои двери к 1 сентября 2016 года.

Как одной из мер решения вопроса переуплотнения учебных заведений следует признать закрепление за микрорайонами муниципальных школ, которые до недавнего времени были освобождены от набора детей, проживающих поблизости. Речь идет о Лингвистической гимназии №3, Бурятской гимназии №29, политехническом лицее №27 и других. Согласно федерального закона все муниципальные школы, финансируемые за счет бюджета, должны принимать на обучение детей своего микрорайона. Освобождаются от этой обязанности только те школы, кто финансируется из республиканского бюджета и имеет какой-то особый профиль работы – с одаренными детьми, имеющими отклонение в здоровье и прочее.

Учитывая сложную демографическую ситуацию в городе, с нового учебного года Лингвистическая гимназия №3, Бурятская гимназия №29, политехнический лицей №27 обязаны вести прием первоклассников согласно закрепленному за ними микрорайону. Все муниципальные школы имеют равные права и должны находиться в одинаковых условиях. Исключение пока сделано только для Российской гимназии №59 и муниципальной средней школы №21 «Байкальская перспектива». Это маленькие школы, но главное, что с руководством этих учебных заведений в настоящее время ведется работа по разработке программ развития на основах частно–муниципального партнерства. Фактически в сфере общего образования Улан-Удэ мы говорим о частичном введении коммерческого обучения для тех, кто готов развивать в нашем городе это направление.

- В последнее время в муниципальном образовании сделана заявка на существенные кадровые перестановки в руководстве школ. Что планируется?

- Пока о каких-либо существенных перестановках говорить рано, если не иметь в виду назначение нового директора в школу №49. Кадровые перестановки, прежде всего, следует связывать с организацией в Улан-Удэ образовательных комплексов (политехнический лицей №27, школы №№32, 35, 64), включающих в себя сразу несколько учреждений образования детский сад – начальная школа – основная школа – старшая школа. Одним из результатов объединения учебных заведений в образовательные комплексы является сокращение административного аппарата, в результате чего, к примеру, вместо трех директоров и главных бухгалтеров требуется один. К сожалению, даже в условиях реорганизации муниципальная система образования не может похвастаться достаточным количеством квалифицированных управленцев. Благодаря Байкальскому образовательному форуму такие управленцы оказались весьма востребованными на российском рынке. Только в последние годы в Москву на работу были приглашены бывший завуч улан-удэнской гимназии №33 Елена Петряева, бывший директор прогимназии №108 г. Улан-Удэ Наталья Шадрина, бывший зампредседателя комитета по образованию г. Улан-Удэ по экономике Елена Бондаренко. В этом году к ним присоединилась бывший директор гимназии №14 Наталья Митряева, получившая приглашение возглавить образовательный центр нового Московского округа, что еще раз свидетельствует о признании высокого уровня наших достижений. 

- Спасибо за интересную информацию!

Назад к списку


Татьяна Никитина
журналист   


Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!
























© Татьяна Никитина
Использование материалов блога возможно только с письменного согласия собственника
Создание сайта, разработка блога SDEP.RU Яндекс.Метрика