blogtn.ru          Блог Татьяны Никитиной       niktorin10@yandex.ru       8(9021)688-553

Клочихины

24.11.1999


На фото: Иван Сергеевич и Ульяна Петровна Клочихины с детьми и внуком (1960г.).

 НЕБОЛЬШОЕ село Желтура в. Джидинском районе - на самой границе с Монголией. Пришли сюда три века назад казаки с Дона, безошибочно выбрали именно этот плодородный распадок меж сказочно ветвящихся гор; срубили избы, честно несли цар­скую службу, передавая от отца к сыну уклад, знания и неглас­ный наказ – сохранить семейную память.

Девяносто лет прошло с тех пор, как появился здесь на свет Иван Сергеевич Клочихин, сегодня самый старый желтуринский житель.

 УЧИТЕЛЬ

Он был старшим среди детей, отличался спокойным нра­вом, не в пример громкого­лосым, в смоляных кудряшках, ка­зацким ребятишкам. Почему-то сторонился лошадей и тянулся к книгам. Был ли Ванюшка Клочихин лучшим учеником церковно­приходской школы, куда отвели его в положенные семь лет, неиз­вестно. Только когда его деда, учителя Владимира Ивановича Клочихина, перевели из Желтуры в соседнюю Гэгэтуйскую школу, он взял этого внука с собой. А также и меньших - Володю и Сергея.

Так и стали они учиться, четыре русских мальчика (четвертого ученика привезли из Тахоя) в бу­рятской школе. Учитель Владимир Иванович свободно владел бурят­ским и монгольским языками, пользовался огромным уважени­ем у местного населения. Говорили, что ученики его занимают высокие посты в Верхнеудинске и Улан-Баторе.

Особенно много гостей съезжа­лось к учителю на Сагаалган - спрашивали совета, пели песни, увозили в подарок хлеб и шань­ги, которые отменно пекла бабуш­ка Татьяна. А назавтра начинался урок, перед которым дежурный по классу обязательно читал молитву.

Но не суждено было Ивану окончить четырехлетнюю школу. Приехал из Желтуры отец и увез его как самого старшего помогать управляться с большим хозяй­ством.

"За ученьем тогда шибко не гнались, - сказал бы сегодня его отец Сергей Владимирович, - больше за хозяйством.”

 ВЛАДИМИРСКИЕ РЕБЯТИШКИ

ОНИ долго жили все вместе, одним хозяйством на две избы: дед-учитель и семьи его сыновей Сергея и Ивана. Крепко хозяй­ствовали сами да еще “держали квартирантов”. От рассказов о той жизни осталась маленькая подроб­ность: у Клочихиных, едва ли не единственных в станице, была швейная машинка. У Сергея Вла­димировича росло восемь детей, у Ивана Владимировича, например, - шестеро. И даже в 20-е годы, ког­да дед-учитель после внезапной смерти бабушки уехал в Монголию и сгинул там навеки, в деревне их еще долго продолжали называть владимирскими ребятишками.

А к большой семье вскоре при­бавилась еще одна, учительского внука, Ивана Сергеевича и Ульяны Петровны (по отцу Третьяковой). Они были в том, 1929-м, году пос­ледними, кто венчался, как и заве­дено исстари, в Покровской церк­ви. Церковь эта, где крестили они своего первенца Ивана, стояла посреди села, парадно возвышаясь над усадьбами, школой, речушкой Манустайкой. Вспоминают, что на великий Покров сюда съезжались молиться со всех окрестных дере­вень. Вскоре сняли купола, в церк­ви сделали клуб, кладбище на цер­ковном холме как ветром сдуло, а несколько лет назад не стало и самого здания бывшей церкви. Принялись было строить на том месте новый клуб, да бросили. Так и стоят теперь темные обрубки плит с квадратными дырами вме­сто окон - страшное напоминание о содеянном.

Как и везде, сдали казаки имен­ные шашки, создали колхоз, согна­ли туда скотину всю до одной, ра­ботали за трудодни, по вечерам возвращаясь домой к голодным детям и старикам. Месяцами пас­ли скот в Монголии, возили грузы в Верхнеудинск (такой путь на ло­шадях тянулся целую неделю), уби­рали урожай, косили сено.

Война - и батю Ваню (“батей” называли в семье только старше­го брата) зачисляют в 25 стрелко­вый полк 8 гвардейской дивизии. Долго стояли на Восточном фрон­те, где едва не погиб он от голода, если б не родная сестра Зинаида, с которой оказались в одном пол­ку. Потом Сталинградский фронт, тяжелое ранение, полгода на из­лечении в пензенском госпитале, работа на местном заводе и долгая-долгая дорога домой. На Ве­ликой Отечественной воевали че­тыре родных брата Клочихины: Иван, Владимир, Михаил и Борис. И все вернулись.

 ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ

ОТПУСТИЛ бы от учения на до­машние работы в далеком 20-м году учитель Владимир Иванович младшего внука, тезку своего? По­мешали ли малые года того или уже тогда видел он в Володе не просто дар к учению, а преемника своего, Учителя с большой буквы? Закончив четырехклассную шко­лу в Гэгэтуе, Володя Клочихин уехал учиться в Кяхту, после чего был назначен учителем в родную Желтуру.

Его не просто уважали, как ува­жают талантливого, интересного человека. Скорее любили, прекло­нялись, боготворили. Он был учителем труда, а по сути - жизни, не уставая творить эту жизнь своим примером. Не счита­ясь со временем, здоровьем, всего себя отдавал ученикам. С ними ходил в лес, лепил и выпиливал, рисовал и собирал, а однажды со­здал гордость казачьего села - на­стоящий музей, посвященный вое­вавшему в этих местах в граждан­скую маршалу Константину Рокос­совскому. По крупицам собирал с учениками материалы, своим кал­лиграфическим почерком писал письма маршалу, а позднее - его семье; восстанавливал историю Желтуры тех смутных лет. Вместе с женой, учительницей этой же школы Марией Федоровной, воспи­тывал не только пятерых своих де­тей, но и многочисленных племян­ников. А по большому счету - не­сколько поколений желтуринцев. Не случайно, когда появилась в музее Книга почетных жителей села, единогласным решением всех желтуринцев первым и пока единственным достойным такого звания человеком был признан учитель Владимир Сергеевич Кло­чихин.

 * * *

Подходит к концу третий век в истории старинного казацкого села Желтуры, заботливо окружен­ного со всех сторон небольшими, словно игрушечными горами, по весне пылающими от жарков. Места эти в силах приворожить всякого, кто хоть раз здесь побы­вает. Вот и Президент республи­ки, посетивший Желтуру нынеш­ним октябрем, распорядился как можно быстрее заново отстроить обветшавший желтуринский мост. Чтобы и в новом веке приезжали сюда потомки старинных казац­ких родов, разбросанных теперь по всей России, и не только.

 Статья опубликована в газете «Бурятия» от 24 ноября 1999 года

 

 

Назад к списку


Татьяна Никитина
журналист   


Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!
























© Татьяна Никитина
Использование материалов блога возможно только с письменного согласия собственника
Создание сайта, разработка блога SDEP.RU Яндекс.Метрика