blogtn.ru          Блог Татьяны Никитиной       niktorin10@yandex.ru       8(9021)688-553

Как сберечь миллион (16.04.2007)

16.04.2007


Финансовая деятельность государственных организаций всегда вызывала повышенный интерес, причем не только у населения (все мы платим налоги и хотим знать, на что они расходуются), но и у различных проверяющих структур.   Деньги любят счет – это всем известно, а государственные деньги любят счет вдвойне.

В Улан-Удэ учетом всех городских доходов и расходов занимается финансовый комитет мэрии. О том, как отработал комитет в 2006 году, с какими проблемами пришлось столкнуться и удалось ли их преодолеть, рассказывает  его председатель Александр Дариевич АЮШЕЕВ.

- Александр Дариевич, каковы основные итоги работы мэрии в области финансов за прошедший год?

- Самое главное, в 2006 году обеспечен значительный рост поступлений в бюджет города. По сравнению с 2005 годом доходы выросли в 1,3 раза и составили 3,2 млрд. рублей. При этом существенно сократились объемы финансовой помощи из республиканского бюджета. В последние годы по всей стране (и наша республика – не исключение) проводится широкомасштабная реформа государственного устройства. Установлены новые «правила игры» для власти на местах, приняты  нормативные акты на уровне РБ, в частности, «О межбюджетных отношениях». Этим законом на местный уровень передан ряд налоговых источников, таких как транспортный налог, часть налога на имущество организаций; налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, а также налога на доходы физических лиц. Рост доходов городского бюджета связан, в том числе, с поступлением средств по этим источникам.

- Как складываются финансовые отношения между городом и республикой?

- По-разному. Конечно, определенные меры по поддержке местного самоуправления в Бурятии были предприняты. Однако, оценивая последствия принятия федерального закона 131-ФЗ («Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), многие аналитики, в том числе и сами разработчики закона, сходятся на том, что объем расходных полномочий местных властей увеличился почти в два раза, тогда как доходами такой рост не обеспечен. В 2005 году у города отобрали значительную долю доходных источников (правда,  в 2006 году некоторую их часть вернули). С 2005 года республика взяла на себя довольно значительную часть расходных полномочий, таких как обеспечение государственного стандарта общего образования и выплата субсидий населению на оплату жилищно-коммунальных услуг.

- Существует мнение, что городская казна пополняется главным образом за счет продажи муниципального имущества. Это так?

- Это далеко не так. Да, в бюджет города поступают достаточно серьезные средства от продажи имущества. Но считать, что город продает свое имущество только для того, что, так сказать, «держаться на плаву», было бы ошибкой. Главной причиной, по которой осуществляется продажа муниципального имущества, является вступление в силу вышеупомянутого федерального закона 131-ФЗ. Статьей 50 установлен перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований. Имущество, не включенное в этот перечень, должно быть – это очень важный момент! - отчуждено, то есть, продано в срок до 1 января 2009 года. Определен перечень такого имущества. Продажа производится в соответствии с планом приватизации. При этом хотелось бы отметить, что мэрия города придает большое значение и продаже земельных участков – ведь это один из способов решения жилищного вопроса для жителей Улан-Удэ. По сравнению с 2005 годом, в 2006 году было заключено договоров купли-продажи земельных участков в 2,3 раза больше, а по сравнению с 2004 годом – и вовсе в 7,7 раза больше. В бюджет города от продажи земли в 2006 году поступило 55 млн. рублей.

- Как расходуется городской бюджет?

- В 2006 году сохранилась социальная направленность городского бюджета – более половины всех расходов было направлено на финансирование социально-бюджетной сферы. Мэрия вкладывает средства в развитие - доля капитальных расходов по сравнению с 2005 годом увеличилась почти в 2 раза и составила 17% от общего объема расходов бюджета города, и это весьма показательно. Была продолжена работа по снижению кредиторской задолженности городского бюджета. По сравнению с показателем на 1 января 2004 года задолженность на конец 2006 года была снижена почти в 7 раз – с 495 млн. рублей до 74 млн. рублей. Только за 2006 год задолженность была уменьшена  на 136 млн. рублей. К сожалению, не бывает, чтобы в работе были только положительные моменты. Проведенная Министерством финансов РБ ревизия исполнения бюджета города за 2003-2005 годы выявила ряд серьезных недостатков. В результате проверки были выявлены нарушения, в том числе нецелевое использование средств субвенции на обеспечение государственного стандарта образования в сумме 212,4 тыс. рублей; также по отраслям «Культура», «Здравоохранение», «ЖКХ». Кроме того, нецелевое использование средств допущено комитетами и управлениями администрации города: комитетом городского хозяйства, аппаратом администрации г. Улан-Удэ, комитетом по предпринимательству. Все это говорит о том, что нам необходимо осуществлять более жесткий контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

- В чем выразилось нецелевое использование бюджетных денег?

- Средства республиканского бюджета в сумме 212 тысяч рублей были направлены на реализацию государственного стандарта общего образования. Полученные средства были израсходованы на оснащение образовательных учреждений города компьютерной техникой и ученической мебелью, что не было предусмотрено в целевом назначении субвенции. Несмотря на формальную правоту проверяющих я, тем не менее, считаю, что проблема оснащения школ оборудованием должна решаться в рамках реализации государственного стандарта образования.

По местному бюджету объем нецелевого расходования средств составил 4 млн. рублей. Более 80% из этой суммы допущены из-за неправильного применения бюджетной классификации. Администрация города приняла меры по устранению нарушений и восстановлению нецелевых расходов в городской бюджет и в бюджет Республики Бурятии. Все виновные в нарушениях должностные лица наказаны, в некоторых случаях вплоть до увольнения.

- Как вы думаете, почему нарушения стали возможны?

- Сегодня в Российской Федерации продолжается реформирование систем государственного и муниципального управления. В связи с этим издается множество законов и подзаконных актов, которые, к тому же, часто подвергаются различного рода редакциям и переработкам. Естественно, что в условиях реформирования государственного устройства в целом - бюджетного, налогового, гражданского, трудового законодательства, - в работе администрации выявляются определенные недостатки. Но, как говорится, не ошибается только тот, кто ничего не делает.

- Как вы оцениваете сам факт проведения ревизии и ее результаты?

- В целом претензии проверяющих были обоснованными. Нами разработан план мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе ревизии. Итоги ревизии обсуждены на Коллегии администрации города, куда были приглашены представители министерства финансов РБ.

Оценивая итоги проверки, можно сказать, что ревизоры помогли улучшить  нашу работу, указав на имеющиеся недостатки и пути их устранения. Я уверен, что любые проверочные мероприятия, в том числе комплексные ревизии, приносят несомненную пользу.

- Часто можно слышать о том, что Улан-Удэ – город-должник. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Имеющийся муниципальный долг является сегодня серьезной проблемой. Это связано с тем, что в 2001-2005 годах в соответствии  с решениями, принимавшимися на уровне президента РБ, правительства Бурятии, осуществлялось привлечение значительных объемов кредитных ресурсов на расчеты с энергоснабжающими предприятиями. В ситуации, когда город был буквально на грани замерзания, эти меры, безусловно, были оправданны. Но в то же время они повлекли за собой резкое увеличение объемов муниципального долга. На сегодня задолженность по кредитам, привлеченным в 2001-2005 годах на погашение задолженности населения за тепло и электроэнергию перед ОАО «Бурятэнерго», составляет почти 800 млн. рублей.

Немаловажным фактором, негативно влияющим на муниципальный долг, является упорное нежелание министерства  финансов РБ предоставлять городу бюджетные кредиты. Если бы муниципалитет имел возможность получать бюджетные кредиты с низкой кредитной ставкой (по закону – ¼ ставки рефинансирования Центрбанка), ситуация по долгу была бы гораздо лучшей.

- Получается, что взаимоотношения с республиканской властью в области финансов строятся по принципу «дружба дружбой, а табачок врозь»?

- Несмотря на то, что наши отношения с правительством республики носят конструктивный  характер, проблемы по отдельным вопросам имеются. Например, вопрос применения социальных и финансовых нормативов. Установление четких, логичных, справедливых нормативов позволило бы с высокой степенью достоверности определить потребность в средствах. Однако в соответствующем законе не учтены многие расходные обязательства местного самоуправления, установленные законодательством. Кроме того, значения многих, включенных в перечень нормативов, оказались занижены. 

- Что предпринимает мэрия, чтобы изменить ситуацию?

- На месте мы не сидим. В 2006 году по инициативе городской администрации в закон о нормативах внесен ряд изменений и дополнений. Увеличены нормативы на проведение благоустроительных работ, на капитальный и текущий ремонт дорог. Утверждены ранее не учитывающиеся в законе нормативы расходов по охране и восстановлению городских лесов. С другой стороны, многие предложенные нами нормативы не были приняты. К примеру, на пассажирские перевозки по городу Улан-Удэ на автобусах большой вместимости и городским электротранспортом. В настоящее время пассажирские перевозки производятся по тарифам, установленным ниже себестоимости. Вследствие этого городской транспорт постоянно несет убытки.  Не дожидаясь шагов со стороны министерства промышленности и министерства финансов РБ, мэрия города сама разрабатывает норматив возмещения затрат транспортных предприятий.

Кроме того, довольно серьезные вопросы имеются по нормативам, применяемым сегодня в социальной сфере.

- А это касается каждого из нас…

- Совершенно верно. Приведу один пример. В законе учтен норматив по проведению оздоровительных мероприятий, который включает вопросы пребывания детей в оздоровительном лагере. К таким вопросам относятся выплата заработной платы персоналу лагеря, обеспечение питания детей. Существующий норматив не учитывает подготовку лагеря к приему детей в каникулярное время – проведение текущего и капитального ремонтов, санитарно-эпидемиологических мероприятий (медосмотр работников, вывоз мусора, противоклещевая обработка). В то же время понятно, что без проведения этих мероприятий лагерь не сможет принять детей на отдых. Это прекрасно известно и в правительстве РБ, однако шагов навстречу по принятию соответствующего норматива не было сделано. Сдаваться мы не намерены, и этот вопрос, в числе прочих, вновь будет выноситься на рассмотрение в республиканское правительство, а в дальнейшем в Народный Хурал.

- Одним словом, настрой у вас боевой!

- Конечно. Все-таки по подавляющему кругу вопросов у нас с президентом и правительством республики существует взаимопонимание.  Проводится серьезная работа по улучшению социально-экономического положения региона и города. Так, на уровне правительства принята республиканская целевая программа развития города Улан-Удэ как столицы Республики Бурятия. Кроме того, в прошлом году наша республика выиграла конкурс на создание особой туристско-рекреационной зоны. К тому же на территории города планируется строительство суперсовременного спортивно-развлекательного комплекса – это показательный пример государственного партнерства, когда на средства бизнес-структур и бюджета решаются вопросы социально-экономического развития страны.

На уровне города сегодня разработана правовая база для осуществления муниципально- частного партнерства. Совместно с правительством республики проводится работа по воплощению в жизнь национальных проектов, по разработке стратегии республики и города на долгосрочную перспективу и многим другим вопросам. Уверен, что реализация запланированных мероприятий даст значительный импульс для развития города. Также хотелось бы отметить, что сегодня налажено плодотворное сотрудничество с Народным Хуралом Республики Бурятия – по большинству вопросов депутаты нас поддерживают.

Конечно, проблем достаточно, но мы уверены, что совместно с Народным Хуралом, президентом и правительством республики мы сможем найти их решение.  


Связанные тексты:

Зачем Александру Голкову понадобился в Народном Хурале свой человек (28.06.2017) http://blogtn.ru/photo/?func=info&id=6186

  
Назад к списку


Татьяна Никитина
журналист   


Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!
























© Татьяна Никитина
Использование материалов блога возможно только с письменного согласия собственника
Создание сайта, разработка блога SDEP.RU Яндекс.Метрика