blogtn.ru          Блог Татьяны Никитиной       niktorin10@yandex.ru       8(9021)688-553

На днях в городе сняли многочисленные баннеры о благотворительном концерте Дмитрия Когана.

30.07.2014


Концерт состоялся в Улан-Удэ еще 25 июня и действительно запомнился многим. Запомнился, к сожалению, преимущественно не высокой музыкой, а своей причастностью к выборам. Лучше всех об этом написала в своей статье «Город «оторвался» колумнист Наталья Стефани (Газета РБ). Приводим статью.      

 «25 июня в столице РБ состоялся благотворительный концерт заслуженного артиста РФ, известного скрипача Дмитрия Когана 

Его одноименное турне началось год назад – в июне 2013, в рамках совместного проекта музыканта и партии «Единая Россия» «Время высокой музыки». Забегая вперед, скажу, что и сам Дмитрий, а затем и концерт, на который мне удалось попасть благодаря широкому жесту мэра Улан-Удэ Александра Голкова, произвели на меня достойное впечатление. Но неприятный осадок остался…

Наблюдая происходящее я, интересующаяся только событиями культурной жизни города, никак не могла понять, почему такое масштабное культурное и политическое событие презентует мэрия, а не Бурятская филармония и даже не министерство культуры. И только поздно вечером, я получила на свой, не дающий мне покоя, вопрос, внятный ответ. Выборы! Наконец-то всё встало на свои места, но душевного покоя мне не добавило. Мне было и обидно, и стыдно, и грустно, а самое главное, давно наболело.

И так по-порядку.

О том, что Дмитрий Коган планирует дать в Улан-Удэ благотворительный концерт я, безусловно, знала, видела пресс-релиз на сайте министерства культуры и баннеры на улицах города. Но в силу своей замотанности, хронического недосыпа и бесконечного мучительного выбора – «куда пойти?», особенно не вникла и спохватилась, только накануне. Причём, да простит меня Дмитрий, свою роль в моём решении пойти, сыграло не имя, и даже не фамилия, а слово «благотворительность», которое я истолковала по-своему и, решив поддержать акцию, пошла покупать билет в кассу оперного театра, где впервые и услышала про «город».

Имевшая непродолжительные, но не внушающие оптимизма и воодушевления на дальнейшие, отношения с «городом», я, тем не менее, в этот «город» позвонила, и уже понимая, что подразумевается под словом «благотворительный» в данном конкретном случае, попросила, чтобы меня пригласили.

Информация, которую я получила в ответ, меня озадачила – на 600 мест роздано 720 пригласительных билетов. Естественно, мне захотелось узнать, кто же эти счастливцы, которых допустили до высокого искусства. На мой взгляд, ими должны были стать преподаватели и учащиеся музыкальных школ, студенты колледжа искусств имени Чайковского и института музыки ВСГАКИ.

Очень хорошо помня историю с концертом Святослава Рихтера в Улан-Удэ в 1987 году, когда простые смертные, влюблённые в музыку, смогли попасть на концерт с большим трудом, я и задала волнующий меня вопрос «Кто приглашён» заместителю мэра города Михаилу Яну, на пресс-конференции Дмитрия Когана, которую он дал перед концертом для журналистов. Меня поспешили успокоить – «учли всё и всех», и даже, в ответ на мою «беззастенчивую навязчивость», пригласили. Александр Михайлович Голков достал из кармана билет и протянул мне, с комментарием: «Отдаю свой, единственный». Я - наивная поверила, и до встречи на концерте, мучилась сомнениями: я-то, постоянно бывающая на концертах звёзд мировой величины в нашем городе, могла бы удовлетвориться и диском, а вот Александр Михайлович, помнящий только концерт Святослава Рихтера и, возможно, на него не попавший, ведь по его словам, он в то время «был школьником», по моему вероломству лишился и этой возможности прикоснуться душой к Великому (то, что я знаю, что сам Александр Михайлович окончил музыкальную школу по классу скрипки и из какой он семьи, акцентировать не будем).

Переживала я зря, у организаторов нашёлся билет и для мэра. Однако, и здесь моя мятежная душа не обрела покоя, потому что вместе с прекрасными звуками удивительно красивого произведения «Граве» старинного чешского композитора Иржи Бенда, в моём сердце болью звучали слова Александра Михайловича, сказанные им на пресс-конференции: «Возможно, я ошибусь, Виктор Алексеевич поправит меня, но в последний раз музыканты такого уровня приезжали в наш город очень и очень давно. Я еще учился в школе в 70-е годы. В театре у нас проходил благотворительный концерт, выступал Святослав Рихтер. И вот с тех пор такого высокого класса музыкантов в нашем городе не было. И, я думаю, что ваше выступление, несомненно, даст нашим людям возможность понять, что такое высокое искусство».

Я не знаю почему Виктор Алексеевич Усович, наш известный бурятский композитор и секретарь Союза композиторов России не поправил, скорее всего из прирождённого чувства такта интеллигентного человека, я проглотила сказанное только потому, что не захотела превращать пресс-конференцию уважаемого мной музыканта в скандал, но то, что я с трудом себя сдерживала наверняка не осталось без внимания фото- и теле-камер моих коллег.

А возмутиться мне было от чего, не мудрствуя сильно Александр Михайлович не только одним махом перечеркнул все проекты Бурятской филармонии, имеющие место быть в нашем городе при поддержке министерства культуры республики, включая фестиваль камерной музыки «Pizzicato», но и, простите за грубость, опустил тех исполнителей, которые в течение последних лет стали настоящими друзьями нашего города. Я не буду перечислять все имена, и даже не стану настаивать на имени Владимира Спивакова и его камерном оркестре «Виртуозы Москвы», посетивших нас осенью прошлого года. Всё-таки Владимир Теодорович сегодня в первую очередь художественный руководитель и дирижёр коллектива, а не солист. Хотя именно в качестве солиста Владимир Спиваков приезжал в наш город в середине 80-х, а до и после этого, опять же в качестве солиста, выступал со многими симфоническими оркестрами мира, среди которых филармонические оркестры Москвы, Санкт-Петербурга (тогда ещё Ленинграда), Лондона, Вены, Нью-Йорка и Берлина, симфонические оркестры Парижа и Чикаго. И это только те, что я помню. Я даже промолчу про обожаемого мною Григория Ковалевского, одного из самых известных в мире контрабасистов, являющегося солистом и директором Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», влюбившего в себя всех женщин на концерте, данном в нашем городе «Виртуозами» 5 сентября 2013. Но не упомянуть Алексея Уткина, гобоиста высочайшего мирового уровня, превратившего «гобой, инструмент массовки, в главного героя удивительных событий», я не могу. Именно про концерт Государственного академического камерного оркестра России под руководством Алексея Уткина, являющегося не только дирижером коллектива, но и его солистом, впоследствии один, пока ещё мало кому известный студент, напишет: «Певучий и сильный голос гобоя, очаровывая, уводил от обыденности настоящего в волшебный мир итальянского барокко, прекрасных женщин и отчаянных мужчин. Каждый раз, слыша аплодисменты, приходилось силой заставлять себя вернуться в реальность, чтобы спустя несколько секунд с первыми звуками следующего произведения вновь погрузиться в волнующую атмосферу грёз». 

И мне очень жаль, что среди тех, кто пришёл 22 апреля 2014 года на концерт в Бурятскую филармонию не было никого из тех, кто, так рьяно воспользовавшись случаем, 25 июня взялся приобщать улан-удэнцев к высокому искусству.

Вот и я решила воспользоваться случаем и наконец-то задать «городу» очень важные для меня вопросы. Почему мы все, живущие в Улан-Удэ, но видимо параллельно, не видим должной заинтересованности «города» в культурной жизни города? Не буду грузить примерами, приведу только два.

28 мая 2014 года в этом же зале, что и вчера проходил концерт «Арабеск. Новые имена балета Бурятии», Морихиро Ивата представлял участников, дипломантов и лауреатов Международного конкурса «Арабеск-2014» в Перми. Событие для театра, для зрителя знаковое, а у кассы… столпотворения нет, прессы в зале нет, «город» отсутствует.

23 июня, КТЦ «Феникс» - Открытие IX Международного фестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Венок Дружбы», «город» опять отсутствует.

Можно свалить всё на плохую работу пресс-службы оперного театра, федеральное подчинение ВСГАКИ – не сообщили, не пригласили… и так далее.

Вот только никак не даёт мне покоя то, чем однажды поделился со мной народный артист России Вячеслав Бальжинимаев. В годы его молодости и когда уже вошёл в силу и славу, не только «город», но и «республика» не просто жили театром, они жили в театре.

«В те годы секретарём обкома партии по идеологии был Александр Алексеевич Бадиев, сам человек творческий, уникальный, он любил искусство и очень сильно поддерживал театр. И сам Андрей Урупхеевич Модогоев, первый секретарь обкома партии, часто бывал в театре. Владимир Бизьяевич Саганов, председатель Совета Министров, Семён Васильевич Ангапов. Вот такие люди всегда приходили в театр. Они интересовались, знали проблемы и всегда помогали их решать. 
А сегодня ни депутаты Хурала, ни члены правительства, никто сюда не ходит. А раньше если руководство в театр, то и аппарат в театр. Александр Алексеевич Бадиев всегда спрашивал у своих сотрудников: «Вы вчера в театре были? Что происходило? Что пели?». Люди пропустить боялись. В 70-80-е годы у нас в театре всегда бывало много руководителей разных рангов. Проводились какие-то конференции, встречи, обсуждались проблемы развития культуры и, главное, они решались своевременно». 

Не надо никакой пресс-службы, «город» сам интересовался и знал, что у него в «культуре» происходит.

Собрать журналистов на пресс-конференцию с исполнителем мирового класса, не велик труд, вы, господин мой хороший «город», соберите пресс-конференцию по-поводу получения студентами хореографического колледжа дипломов лауреатов Международного конкурса. Пригласите молодых артистов балета, достойно представивших наш театр на престижном, опять же международном, конкурсе на фуршет, организованный в их честь. Покажите свою заинтересованность, поддержку, глядишь лет через 10-15 и они будут давать благотворительные турне не только по России, но и миру! Ведь всем известно, звезду делает не только талант, трудолюбие, принадлежность к фамилии, влюблённость в своё искусство, но и пресса и зритель.

В соседнем Иркутске это хорошо понимают. Почему у иркутского зрителя трепет и пиетет по отношению к артисту, музыканту, своему родному, которого узнаешь на улице? Да потому что у них губернатор не одной премьеры в охлопковском театре не пропускает. Ему важно. Поэтому и зритель идёт, и театр растёт. 

А если считать, что местные театры «что-то среднее между сельским клубом и художественной самодеятельностью», то тогда, конечно, можно, и от реальности оторваться и, простите, зарваться от упавшей на голову миссии «нести искусство в массы». Что и получилось.

У одной, неизвестной мне дамы, представлявшей «город» от важности момента явно сносило крышу, с таким барским пренебрежением она, загородив собой двери, смотрела на нас «плебеев», не понимающих, почему нельзя до 18.45 проходить в зал. Пережившие «Ходынку» и «Кровавое воскресенье» в генной памяти, люди волновались, боясь очередного столпотворения. Видимо многие, как и я, обладали информацией, что на 600 мест распространено 720 пригласительных билетов. Слава Богу обошлось, среди пришедших на концерт, желающих занять места в партере оказалось не много, знатоки степенно потянулись в амфитеатр.

Ну, и совсем мое сердце успокоилось, когда по окончании концерта на сцену наконец-то поднялся министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков, поблагодарил гостя, действительно, подарившего улан-удэнцам незабываемый вечер, и выразил надежду на следующую встречу. Которая я уверена, состоится в ближайшем будущем».

 

Назад к списку


Татьяна Никитина
журналист   


Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!
























© Татьяна Никитина
Использование материалов блога возможно только с письменного согласия собственника
Создание сайта, разработка блога SDEP.RU Яндекс.Метрика