blogtn.ru          Блог Татьяны Никитиной       niktorin10@yandex.ru       8(9021)688-553

Хамбо и Пустота. Почему бурятам лучше было бы принять ислам, а не буддизм (20.05.2013)

20.06.2013


Фото: обложка книги "Хамбо лама. Мысли наедине", 2013 г.

В начале второго акта все четыре стула был вынесены на сцену неграми в цилиндрах. Концессионеры направились к выходу. В этот момент двери в зал распахнулись и с криками «долой самодержавье!» в зал ворвались рабочие и крестьяне с вилами. Толпа оттеснила Ипполита Матвеевича к самой сцене, далее, хватая воздух руками, тот свалился в оркестровую яму.

Из ложи послышались возгласы местного критика: - Гениально! Какой ход! Интеллигенция, оторвавшись от народных корней, делает неверный шаг и падает в пустоту!

(киносценарий фильма Гайдая «12 стульев»)

 После известного интервью лидера буддийской традиционной сангхи о баранах, бурятах и особенностях буддизма тема исторических корней вспыхнула с новой силой. В оперном ставится спектакль «От монголов к моголам», в Интернете кипят споры на тему «кто более ценен для нации - сонгол или эрхирит», идти ли завтра пасти баран или можно как-то иначе спасти свою бессмертную душу.

То, что судьбы единого некогда народа разошлись в разные стороны – никакая не трагедия, как пытается представить хамбо, а вполне закономерный процесс, и его пережили, к сожалению, не только монголы. Непримиримая вражда который век терзает славян под названием поляки и русские. Интересно, что войну 1812 года против России Наполеон назвал «Второй польской войной» (была и «Первая польская»), обещая освобождение исконно польских земель. Единый народ сербы и хорваты, говорящие на одном языке, которое десятилетие рвут друг друга на части только лишь потому, что сербы приняли православие, а хорваты – католицизм. Два века назад на Кавказе единый народ нахи, куда входило 60 родов, теснимый российской империей, сделал для себя исторический выбор. Те, кто выбрал договорные отношения с империей – собрались возле селения Ингуш – юрт, кто готов был воевать до конца – возле селения Чечен-юрт. Так единый народ разделился на чеченцев и ингушей, которые воюют теперь уже между собой. Интересно, что среди чеченцев так и не появилось личностей, входящих в список Форбс, между тем, как среди ингушей есть основатель Бинбанка Гуцериев, чьи филиалы открыты в каждом городе. Даже в криминальном мире ингуши там, где золото, ценные бумаги, мошенничество. Там, где судят за заказные убийства, грабежи и взятие заложников – там можно встретить преимущественно чеченцев. Даже в этом чеченцы и ингуши стали разными, хотя всего каких-нибудь 200 лет все это было неким единым целым.    

Монгольский мир в истоках своих столь широк и многообразен, что говорить сегодня о каком –то его объединении просто глупо. Даже на юге Афганистана живут потомки монголов (хазарейцы), которые действительно похожи на монголов и которых там, между прочим, 10 процентов. Культ Чингисхана существует сегодня не только в Монголии, но и в Казахстане. Казахи совершенно справедливо считают Чингисхана своим национальным героем, называют свою страну Ак-Ордой (Белой ордой), не уставая доказывать, что род кият, откуда вышел Чингисхан, является на самом деле казахским. Совершенно точно только можно говорить, что Чингисхан не был буддистом, иначе не завоевал бы полмира. Монгольскую народную революцию 1921 года делали не монголы, а буряты, потому что треть населения тогдашней Монголии составляли буддийские монахи (одних монастырей в стране было 800) и вообще страной правил верховный иерарх ламаистской церкви Богдо – хан.

Когда после Сухэ-Батора к власти пришел Чойболсан, он сказал: у монголов есть два врага – буряты и ламы. Врагов начали усиленно уничтожать. Только за первые полгода террора, по скрупулезным подсчетам советского полпредства, в Монголии было арестовано 10 728 человек, в том числе 7 814 лам, 322 бывших феодала, 300 ответственных кадровых работников, 180 представителей командного состава монгольской армии, 1555 бурят и 408 китайцев. За те же полгода были расследованы дела на 7 171 человек, из которых 6 311 были казнены. На тот момент казнен был и Михей Ербанов, герой гражданской войны, член Центральной ревизионной комиссии ВКП(б) и первый секретарь Бурят-монгольского обкома партии, считавшийся в СССР крупным экспертом по монгольским делам и называвший Чойболсана опричником и душегубом.

В одном Чойболсан был прав – как только монголы приняли буддизм, их тут же завоевали китайцы. Воинские доблести в буддизме явно не приветствуются, хотя в 1998 году в Улан-Удэ именно схожие природные порывы Хамбо по отстаиванию Атласа тибетской медицины принесли ему популярность, уважение и возвели его на эту должность. Стал ли буддизм благом для бурят – вопрос очень спорный. Если бы буряты приняли ислам, возможно, для нации это было бы куда лучше. Невозможно быть настоящим буддистом и заниматься, к примеру, бизнесом. В отличие от буддизма, который стал национальной религией (каждый бурят по определению должен быть буддистом), ислам не различает национальностей, задает человеку довольно четкие нормы поведения, семейных отношений, здорового образа жизни и так далее. В этом плане буддисты предоставлены самим себе – хочешь – пей и кури, не имей детей, не учись, не работай - никто тебе ничего не скажет.  

Сегодня бурятская нация куется в Улан-Удэ потомками хонгодоров, хамниганов, сонголов. Этот город воспринимают как центр бурятского мира, но это иной мир, современный и устремленный не в себя, а вширь, на интеграцию с другими культурами. Встречаясь в компаниях, молодые люди уже не спрашивают, как двадцать лет назад, откуда ты приехал и кто у тебя были предки. Это стало неважно, потому что буряты стали едины. У бурят есть территория, язык, такие свои особенности, как тяга к знаниям. Призывать их пасти баран, отказаться от образования – это путь назад, в пустоту. Есть пример Хамбо, а есть пример Далай –ламы, который убежал из Тибета молодым человеком и нашел в себе силы измениться. Подобно Нельсону Мандела, превратившемуся из террориста в нобелевского лауреата в борьбе за мир, Далай –лама, оттолкнувшись от деспотического государства, стал гуманистом и борцом за права человека. При всем желании, даже если бы захотел, он не смог в Индии жить так, как жил в Тибете. Однако он не стал пасти баран, а разъезжает по всему миру с лекциями и делает это далеко не бескорыстно.

Виртуальный писатель Хольм ван Зайчик для любителей псевдо – исторической фантастики сочинил как-то роман о мифической стране Ордусь (Орда +Русь). Как-будто бы в 13 веке Александр Невский и сын Батыя Сартак договорились о партнерском объединении Святой Руси и Золотой Орды ради блага населяющих их народов. Объединение оказалось столь удачным, что даже Поднебесная империя предпочла войти в состав Ордуси на правах одного из улусов и к 20 веку Ордусь сделалась величайшим, богатейшим и гуманнейшим государством мира. Будь у хамбо волшебная палочка, все так с монголами и было бы. Но волшебной палочки ни у кого нет. Есть сложный, динамичный и постоянно меняющийся мир, который необходимо принимать таким, какой он есть.

 

 

Назад к списку


Татьяна Никитина
журналист   


Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!
























© Татьяна Никитина
Использование материалов блога возможно только с письменного согласия собственника
Создание сайта, разработка блога SDEP.RU Яндекс.Метрика