blogtn.ru          Блог Татьяны Никитиной       niktorin10@yandex.ru       8(9021)688-553

Жизнь потребителя, или как 20 лет работы закона «О защите прав потребителя» перевернули наши представления о жизни (28.03.2012)

28.03.2012


    В марте 1992 года в России был принят закон «О защите прав потребителя». Мало кто мог тогда предположить, что этот документ окажет на жизнь каждого человека такое влияние. Об этом и о многом другом мы беседуем сегодня с руководителем республиканской общественной организации «Союз потребителей», автором проекта «1 миллион покупателей» Игорем Баертуевым.

     - Игорь Александрович, что собственно произошло за эти двадцать лет в жизни потребительского сообщества, почему мы говорим об этом в таких восторженных тонах?

    - Двадцать лет назад член российского правительства Руслан Хазбулатов подписал закон «О защите прав потребителей» и одним этим заслужил почетной страницы в отечественной истории. В России был принят один из самых совершенных, самых востребованных законов, жизнь которому обеспечили сами люди. У нас принимается масса правильных законов, которыми в итоге мало кто пользуется, и они неизбежно перестают работать. Закону «О защите прав потребителей» никто не помогал, не двигал, он никогда не являлся предметом пристального внимания государства, несмотря на это закон работает сегодня в каждом уголке страны, работает днем и ночью, для любого человека, начиная от малыша и до старика, потому что от рождения и до гробовой доски мы все – потребители. Нет такой сферы в нашей жизни, которая бы не регулировалась этим законом. Хотим мы того или нет, но каждый день мы что-то покупаем, приобретаем, нам постоянно оказывают услуги в собственной квартире, на улице, в транспорте. Качество этих товаров и услуг и есть предмет рассмотрения закона, который всегда на стороне потребителя. Еще Платон сказал: «Поступать несправедливо хуже, чем терпеть несправедливость». Отметим, граждане как потребители товаров и услуг, все активнее устраняют эту несправедливость. Причем закон настолько прост, что не требует какой-то специальной подготовки, юридического сопровождения, поэтому люди, приобретшие некачественный товар или услуги, сами обращаются в суды и легко их выигрывают. Показательны в этом плане споры о банковских комиссиях, где комиссии были признаны нарушением прав потребителя. В связи с этим только в Управление Роспотребнадзора по РБ количество жалоб на ненадлежащее предоставление финансовых услуг увеличилось за последний год в 3,6 раза. В прошлом году жители Бурятии взыскали с кредитных учреждений по данным обстоятельствам свыше 26 млн. рублей.

      

    - Какие результаты работы закона «О защите прав потребителя» хотелось бы отметить в первую очередь?

    - Двадцать лет назад такое понятие как моральный вред воспринималось в наших судах как что-то малопонятное и экзотическое. Никто не знал, что это такое и как его оценить. Благодаря закону «О защите прав потребителей» моральный вред в нашей жизни стал нормой и у него появились вполне определенные критерии. Начнем с того, что он многократно вырос. Суммы, которые удается получать потребителям за услуги ненадлежащего качества, за некачественные товары, порой бывают очень большими, и это также побуждает людей все активнее отстаивать в судах свои права потребителя. 

    К примеру, в сети магазинов «Либерти» был реализован просроченный майонез, который стал причиной отравления целой семьи из четырех человек, включая грудного ребенка. Ущерб здоровью малыша был причинен через молоко матери. Еще десять лет назад горожане, попав в больницу с таким отравлением, просто махнули бы на все рукой. Сегодня они идут в суд и суд присуждает предприятию, нанесшему ущерб здоровью, выплатить каждому пострадавшему, включая грудного ребенка, моральный вред.

    Жизнь человека, погибшего по вине предприятия, оценивается сегодня в 2 млн. рублей плюс 50 тыс. рублей на похороны. Эта сумма прописана сегодня в воздушных кодексах, документах работы энергетических и прочих опасных объектах. Любая утрата здоровья по вине предприятия оценивается сегодня с позиции этих цифр, которые уже не обсуждаются. Показателен в этом плане недавний случай с пациенткой республиканского тубдиспансера, которая по вине врача стала инвалидом первой группы. Верховный суд РБ справедливо увеличил моральный вред с 50 тыс. рублей до 1 млн. рублей, таким образом, взыскав с лечебного учреждения ровно половину от установленных судебной практикой 2 млн. рублей как за полную потерю здоровья – жизни человека. Можно даже говорить, что цена человеческой жизни существенно возросла именно благодаря закону «О защите прав потребителей».

     - Какие дела в сфере защиты прав потребителей Бурятии можно назвать самыми показательными? 

    - Самой резонансной, с моей точки зрения, стала проведенная РОО «Союз потребителей» акция «Худшая новостройка», по сути первая общественная экспертиза качества строящегося в Улан-Удэ жилья. Мы и раньше догадывались, что с нашими новостройками не все гладко, но оценить весь масштаб ужасающей реальности общественность смогла только в ходе акции. Основным критерием общественной экспертизы стала сумма недоделок или, если называть вещи своими именами, величина украденных у дольщиков средств по каждой новостройке, чьи дольщики или собственники подали в суды на недоделки и прочие нарушения договора о долевом строительстве. Первое место - статус наихудшей новостройки присудили той компании, которая показала большую величину таких средств. Если еще совсем недавно на все претензии в свой адрес компания – застройщик только отмахивалась, а дома строились по принципу «сдали и забыли», то сегодня, к примеру, компания «Бест – плюс» ремонтирует не только те объекты, по которым выносятся судебные решения, но и те, откуда поступают жалобы в досудебном порядке. В структуре этой компании введена должность инженера по качеству, к кому непосредственно теперь могут обращаться покупатели. Специально создана бригада по устранению недоделок, проведена соответствующая работа с субподрядчиками и прочими партнерами, и это также результат акции и закона «О защите прав потребителей».

    Сегодня внимание РОО «Союз потребителей» приковано к городскому поселку коттеджного типа «Алтан Газар», где 88 дольщиков вот уже много лет ждут, когда их строения введут в эксплуатацию. При этом имущество застройка ООО «Гевс плюс», его счета вот уже полтора года как арестованы судебным приставом – исполнителем за долги предприятия, и непонятно, как в таких условиях застройщик планирует сдавать этот поселок. На днях в арбитражном суде РБ начато дело о признании ООО “Гевс плюс” банкротом. Думаю, что история строительства поселка «Алтан Газар» с точки зрения акции «Худшая новостройка» будет самой интересной.

     

     

     

     

     

     

     



     

    Назад к списку


    Татьяна Никитина
    журналист   


    Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!
























    © Татьяна Никитина
    Использование материалов блога возможно только с письменного согласия собственника
    Создание сайта, разработка блога SDEP.RU Яндекс.Метрика