blogtn.ru

Мавр Николай Мошкин: играем в Шиллера

Вполне ожидаемое событие как выборы ректора БГУ в Бурятии превратилось в скандал, доросший до митингов на центральных площадях Улан-Удэ и одиночных пикетов в Москве. Назначенный с приставкой и.о. ректором Николай Мошкин, еще вчера как первый замминистра курировавший всю высшую школу и науку в республике, вдруг превратился в монстра, одно имя которого вызывает у преподавателей указанного высшего учебного заведения реакцию, близкую к аллергии.

 Четверть века назад в тихой советской действительности заметную популярность получил телеспектакль «Заговор Фиеско в Генуе», поставленный по одноименной пьесе выдающегося немецкого драматурга эпохи Просвещения Фридриха Шиллера. В провинции Генуя зреет политический переворот, ключевую роль в котором играет черный мавр. Он тайно переходит из лагеря правителя в стан заговорщиков, железной рукой крушит все и вся на своем пути, а затем со словами «мавр сделал свое дело, мавр может уходить», уступает место главному заговорщику Фиеско. Драматизм республиканской трагедии в пяти действиях доведен до такой степени, что явившегося во всем белом Фиеско народ готов встретить как долгожданного спасителя.

 В качестве такого мавра в январе 2003 года каналу НТВ был представлен новый генеральный директор Николай Сенкевич, по основной профессии являющийся врачом – проктологом. Опасения творческих личностей канала, что он с нами будет теперь делать, оказались не напрасными. Лично пообещав на первой же встрече с коллективом, что никаких ограничений свободы слова для журналистов не будет, Сенкевич тут же ввел режим жесткой цензуры, запретив программу Леонида Парфенова «Намедни». Следующей жертвой проктолога стал распиаренный телесюжет книги Елены Трегубовой про Владимира Путина “Байки кремлевского диггера”. Снять сюжет с эфира не помешал даже тот факт, что его уже начали показывать на Дальнем Востоке. Коллектив залихорадило, Парфенов уволился, а буквально через полтора года вместо Сенкевича на должность гендиректора пришел профессионал своего дела Владимир Кулистиков, и все встало на свои места.

Если вспомнить сферу образования, то в Бурятии нечто подобное испытал на своей шкуре коллектив РИКУиО. В январе 2009 года под лозунгом перемен на должность ректора РИКУиО был назначен психолог – консультант Игорь Булыгин, всего за год устроивший в уважаемом учебном заведении нечто такое, что сами преподаватели назвали геноцидом. Десятки ученых, покинувших РИКУиО, многочисленные судебные процессы, едва не парализовавшие работу Советского суда, разборки и почти ежеквартальные публикации в прессе – все разом кончилось, как только в ныне Бурятский республиканский институт образовательной политики пришел профессионал своего дела и женщина приятная во всех отношениях Галина Фомицкая.

 Кто такой Николай Мошкин, назначенный 15 января этого года (опять январь!) и.о. ректором БГУ? Сын бывшего замминистра социального развития Бурятии Ильи Мошкина, причем Николая Мошкина сегодня можно назвать самым ярким представителем сынков былой республиканской бюрократии. К этой же когорте можно отнести замдиректора телеканала «АРИГУС» Константина Агалова (сына бывшего зампредседателя правительства Бурятии Владимира Агалова), замминистра транспорта Сергея Белоколодова (сына бывшего начальника контрольного управления правительства Николая Белоколодова) и, конечно, министра транспорта Сергея Козлова (сына руководителя бывшего МУП «Городские электрические сети» Юрия Рэмовича Козлова). Они здесь выросли, выучились, хорошо устроились и не мыслят своей жизни вне Бурятии. Главное, они готовы на все, зная, что им за это «все» ничего не будет.

 Хотя Николай Мошкин обликом будет белее многих, но именно его бросили на БГУ, который, как средневековый город Генуя готовится к перевороту. Все понимают, что с уходом руководителя, работавшего столь долго, к деятельности организации накопилось много вопросов, задавать которые, равно как и осуществлять неизбежный в этих случаях реформаторский зуд, лучше человеку со стороны. Миссия мавра – расчистить место для того, кого после всех ужасов и стрессов коллектив БГУ встретит, как Генуя Фиеско, если не с распростертыми объятиями, то с благодарностью точно.

 Если верить главе республики, Николай Мошкин не претендует на кресло ректора БГУ. Знаменательно, что до сих пор его кресло в министерстве образования и науки Бурятии вакантно, словно дожидается своего хозяина. Вот почему, не думая о последствиях, Мошкин с первого же дня комментирует происходящее, делает громкие заявления и легко двигает в вузе ключевые фигуры. К примеру, с половиной из 6 проректорских должностей он контракты не подписал. На пост проректора по научной работе вместо Джамили Чимитовой назначил бывшего руководителя «Забайкалинвест» бизнесмена Александра Макарова. Кто будет занимать посты проректоров по дополнительному образованию и международному сотрудничеству и будут ли они вообще, пока не известно. Судя по активности митингующих, к худшему готовятся все директора институтов и деканы. Декану физико-технического факультета Валентине Халтановой, принявшей участие в митинге на площади Революции, по ее собственным словам, уже пригрозили увольнением.

 Скорее всего, в условиях глобального сокращения госслужащих и дефицита бюджетных средств БГУ не избежать сокращений и разборок. Одно несомненно – мавр Николай Мошкин покинет БГУ только тогда, когда сделает свою черную работу.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!