blogtn.ru

Матвей Макушкин: «Мы хотели показать Рокоссовского, для которого Бурятия стала стартом в жизни»

На фото Т. Никитиной: Матвей Макушкин – передача бюста маршала в Желтуринский музей – в подарок питерским гостям вручили буддийские календари

Недавно Бурятию посетили авторы конной статуи маршала Рокоссовского, известные художники, питерские скульпторы Вячеслав Бухаев и Матвей Макушкин, совершившие за небольшое время сразу несколько важных дел. Во-первых, проверили качество установки постамента скульптуры, передали в дар Желтуринскому музею маршала в Джидинском районе бюст Рокоссовского. На родине своих родителей в Кабанском районе Вячеслав Бухаев установил памятник рыбке сорожке.

На одной из встреч с гостями мы попросили Матвея Макушкина рассказать, как создавался памятник знаменитому маршалу Великой Отечественной войны и все ли удалось воплотить так, как было задумано.

— Матвей Николаевич, вы были в Улан-Удэ на торжественном открытии памятника в декабре прошлого года, когда еще не все было готово, поэтому каковы нынешние ваши впечатления?

— Из-за пандемии приехать на торжества 9 мая действительно не получилось, поэтому мы только сейчас можем вживую лицезреть скульптуру в ее окончательном виде. Рады, что памятник наконец полностью готов, гранитный постамент выполнен, и все это пришлось по душе жителям республики. Во всяком случае, сколько я ни читал отзывов в Интернете, в соцсетях, все они положительные. К тому же вы помните, что проект памятника маршалу Рокоссовскому прошел процедуру открытого конкурса военно-исторического общества, то есть люди за него голосовали, что было вдвойне ответственно. Мы старались выложиться по полной, и, кажется, нам это удалось.

— Известно, что заказчики поставили какие-то невероятно короткие сроки выполнения работ. Что лично для вас было самым сложным?

— Конечно, такого формата конные памятники традиционно требуют большой кропотливой работы, потому что стоит задача вылепить не только фигуру человека. Скульптура животного вообще считается отдельным жанром. Я занимаюсь творчеством вот уже двадцать лет, но таких больших проектов, изображавших животных, еще никогда не делал, и, честно говоря, для меня это был своего рода вызов. Эту серьезную большую задачу нужно было решить всего за три месяца, и я себя морально «накачал» на то, что необходимо сделать достойно, выложиться на все сто.

С одной стороны, наверное, со страху мобилизовался, а с другой — подобрал очень грамотную, одинаково мыслящую команду профессионалов. К примеру, пригласил скульптора, с которым мы учились в академии художеств, моего друга Игоря Фролова, который приехал в Улан-Удэ из Ульяновска. Помочь нам также вызвалась член союза художников России, заслуженный деятель камнерезного искусства России, автор знаменитой скульптуры Бабра в Иркутске Наталья Бакут. Мы с ней давно дружим, и поэтому узнав, что мы работаем над сложной конной скульптурой, согласилась помочь. Вместе с мужем на три дня приехала в Улан-Удэ.

— В нашем городе несколько конных статуй, только удачными их действительно назвать трудно. К примеру, на ул. Терешковой установлена целая конная группа, глядя на которую монголы, говорят, очень сильно удивляются. Как проходила работа над конем Рокоссовского?

— Очень непросто, и потому еще, что конь Рокоссовского не стоит на месте, а рвется вперед, находится в движении. Вообще, если вы посмотрите другие конные памятники, посвященные маршалу, то увидите, что там и животные статичны, и всадник находится в спокойном состоянии, учитывая тот факт, что Рокоссовский там изображен уже состоявшимся человеком, на вершине своей военной карьеры. Мы же задумали изобразить Рокоссовского таким, каким он прибыл в Бурятию сто лет тому назад, молодым, еще мало кому известным, полным романтики и героизма. Таков и его гарцующий конь, который, весь устремленный вперед, рвет поводья так, что Рокоссовский его едва сдерживает.

Коня для маршала мы выбрали не местной низенькой породы, а соответствующей классическим лошадям донских казаков. Ландшафт, как вы заметили, также неровный, местность в Бурятии холмистая. Молодой красный командир приезжает сюда, чтобы защитить новую власть, показать себя, и, словно чувствуя это, его конь рвется вперед. Все это хотелось выразить, и Наталья Алексеевна Бакут оказала нам в этом неоценимую помощь. Она не лепила, но с помощью циркуля и линейки буквально исследовала каждый квадратный сантиметр скульптуры животного, давая очень ценные рекомендации. То есть мы понимаем, что скульптура животного подчиняется своим законам, где имеют значение многие детали и здесь чрезвычайно важно соблюдение пропорций. Мы рады, что под руководством Натальи Бакут нам удалось создать динамичную, живую статую.

— Что-то менялось в процессе работы?

— Конечно, все этапы мы согласовывали с сотрудниками военно-исторического общества, которые вносили свои замечания по одежде того времени, снаряжению, оформлению постамента. К примеру, вы знаете, что первоначально в руке Рокоссовского была казачья нагайка, которую в процессе работы заменили на командирский планшет. Дело в том, что, если присмотреться, то можно увидеть, что на сапогах Рокоссовского есть небольшие шпоры, и в этом случае нагайка получалась лишней. Возможно, образ нагайки несет в себе и некоторую долю агрессивности, поэтому мы ее убрали.

Знаю, что военно-историческое общество согласовывало все этапы строительства с семьей Рокоссовского, то есть направляло им фотографии из мастерской, уточняло какие-то детали. Ожидалось, что кто-то из потомков Константина Константиновича будет присутствовать на открытии памятника, но из-за пандемии они не смогли приехать.

— Ваш бюст Рокоссовского, переданный в дар Желтуринскому музею маршала, — это точная копия со скульптуры?

— Нет, это самостоятельное произведение. Когда создавался каркас, в рамках подготовительной работы над большим памятником я тренировался, делал эскизы. Вылепил отдельно голову, руки, сжимающие поводья. Мы делали фигуру, больше натуральной на четверть. Вячеслав Борисович как опытный архитектор постарался, чтобы композиция конной статуи хорошо вписалась в заданную местность, была приятна для восприятия с любой точки просмотра. Мне кажется, все получилось удачно.

Хотелось бы поблагодарить Александру Николаевну Мяханову, с которой собственно началась вся эта история. Летом 2018 года стала известна идея председателя республиканского совета ветеранов Ревомира Гармаева установить к юбилею Победы в Улан-Удэ памятник Рокоссовскому. Мы изначально обсуждали идею небольшого памятника, но Вячеслав Борисович настоял на том, что маленький размер здесь не подойдет, нужно что-то серьезное. Так собственно и родился эскиз конной статуи.

— Вы приехали в Улан-Удэ сразу же после открытия в Санкт-Петербурге другого своего монументального памятника, поэту Виктору Цою. Через тридцать лет молодежь вновь слушает Цоя, вас это не удивляет?

— Как-то в Ангарске, где я родился и вырос, с ошеломляющим успехом проходил концерт Виктора Цоя. Мне тогда было 11 лет, денег купить билет у меня не было, но вместе с другими я прибежал к стадиону. Там были большие железные ворота, через которые заезжали поливальные машины, и вот старшие ребята раскачали эти ворота и через возникшую щель вместе с другими я очутился вблизи сцены. Было столпотворение, но мне повезло, я видел Цоя на расстоянии всего нескольких метров. Вот это живое впечатление от того концерта со мной до сих пор. Наверное, современную молодежь также привлекает в этом образе невероятная харизма Цоя. Ведь он очень сильно отличался от других музыкантов, приковывал к себе интерес как восточный человек, азиат, все это завораживало. Вспомните, тогда, в конце 80-х, невероятной популярностью пользовались боевики с единоборствами, прочие атрибуты востока. Получается, что прошло тридцать лет, Цой жив, и это удивительно.

— Министр культуры Бурятии Соелма Дагаева сообщила на своей страничке в соцсетях, что вместе с Вячеславом Бухаевым вы посетили ее кабинет. Расскажите, о чем шла речь?

— Об установке мемориальной доски на доме, где жила знаменитая бурятская балерина Ольга Короткова. В следующем году культурная общественность Бурятии будет отмечать 80-летие рано ушедшей от нас звезды бурятского балета, потрясающе талантливой балерины, много сделавшей для республики. Есть и другие планы, но о них с вашего разрешения мы расскажем чуть позже.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!