blogtn.ru

Мархаев получил большинство голосов там, где депутатами горсовета избраны «единороссы»

Фото: kremlin.ru

 

На прошлой неделе избирком Бурятии опубликовал исчерпывающую электоральную статистику по итогам выборов в органы местного самоуправления Улан-Удэ 8 сентября 2019 года. Учитывая беспрецедентные акции протеста и едва затихшие с наступлением зимы лозунги о каких-то политзаключенных, есть смысл изучить представленные данные повнимательней. Если тихая Бурятия вместе с вступлением в ДФО на самом деле попала в цветной пояс регионов «усилившегося протестного голосования», то дело серьезное, промедлению не подлежит, о чем, кстати, и шла речь на только что прошедшем в Москве XIX съезде партии «Единая Россия».

Когда оппозиция дышит в затылок     

Подводя итоги единого дня голосования, спикеры очередного съезда «единороссов» едва скрывали непривычную для таких мероприятий тревогу. В ожидании грядущих выборов в Госдуму 2021 года, в частности, дело дошло до обсуждения вариантов перехода от структуры 50:50 к структуре 75:25, где 75 процентов — это места одномандатников. Для этого случая фонд Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) даже подготовил доклад, в котором смоделировал возможные изменения.

К примеру, оценивая Дальний Восток как зону «усилившегося протестного голосования», аналитики предсказали увеличение к выборам в Госдуму-2021 числа одномандатных округов с нынешних 15-ти до 20-ти. Таким образом в Приморье, Хабаровском крае, Амурской области, а также в Бурятии может появиться еще по одному дополнительному округу. В Иркутской области, Алтайском крае — по 2, а в Забайкальском крае все останется по-прежнему.

Подобно большому брату со Старой площади улан-удэнским товарищам с площади Советов неплохо было бы также присмотреться к произошедшему, прислушаться к природе народного гнева, случившегося, как назло, в годину беспрецедентных денежных вливаний в республику. Можно начать хотя бы с того, что, согласно полным данным, содержащимся в протоколах избирательных комиссий, на 27 избирательных участках лидер коммунистов Вячеслав Мархаев набрал голосов больше, чем Игорь Шутенков, порой с разницей в 1,5-2 раза. Еще примерно столько же участков показали победу Шутенкова, но его результаты лишь незначительно опередили результаты коммуниста.

Враг у ворот  

Помнится, на предпоследних выборах мэра, случившихся в 2007 году, где Геннадию Айдаеву противостоял руководитель загорской ячейки коммунистов Александр Толстоухов, практически выигравший в Железнодорожном районе, выборы-2019 показали совсем иные настроения. Если посмотреть, где именно находятся «покрасневшие» избирательные участки (Железнодорожный район — 4, Октябрьский — 10, Советский — 13), то получится, что оплот нашей оппозиции расцвел в Советском районе, где в основном живут и работают лучшие представители «Единой России» и где оппозицию меньше всего можно было ожидать.

Если исходить из логики, что пришедшие на избирательные участки горожане голосовали за кандидатов по партийному признаку, тогда голоса, отданные за Мархаева, должны хотя бы отчасти совпасть с результатами кандидатов в депутаты Улан-Удэнского горсовета от КПРФ. К примеру, так произошло на 779 участке округа №23, где победу одержала ныне единственный представитель коммунистов в горсовете Елена Вахрушкинова. За Мархаева здесь проголосовали 46,56% избирателей (за Шутенкова — 44,26%), за саму Вахрушкинову, которая уже не первый раз участвует в выборах на стороне коммунистов, — 40,85%.

Подобное единение продемонстрировал участок №691 округа №1, где «локальную» победу одержал представитель КПРФ Евгений Буянин с результатом в 42,54%, Вячеслав Мархаев набрал 47,61% (Шутенков — 40,28%), а победитель гонки «единоросс» Сергей Кавелин — 29,01%. Собственно, на этом стройная логика выборных мотиваций городского электората заканчивается и начинается что-то совсем иное.

Левый берег как гнездо оппозиции

На 13-ти избирательных участках Советского района, большая часть из которых пришлась почему-то на Левый берег, кандидат в мэры Вячеслав Мархаев получил большинство голосов избирателей. Это означает, что пришедшие на эти участки люди выбрали в качестве будущего мэра Мархаева, а в качестве своего депутата — кандидата от партии «Единая Россия», что выглядит несколько странно.

Например, как можно объяснить, что на избирательных участках 844, 855, 858, 859 округа №13 за Вячеслава Мархаева проголосовало примерно столько же избирателей, сколько за фаворита гонки среди кандидатов в депутаты, «единоросса» Василия Цыремпилова. Причем где-то за Цыремпилова-Мархаева проголосовало в два раза больше, чем за Шутенкова и официального кандидата от коммунистов Дмитрия Обогоева (за Мархаева-Цыремпилова — 60%, за Шутенкова-Обогоева — 29%), и объяснить это простым совпадением как-то не получается. Похожая картина на избирательных участках 833, 836, 839 соседнего к 13-му округу №16, где Вячеслав Мархаев набрал от 46 до 50% голосов (победитель — Сергей Бурдиков).

Если говорить об Октябрьском районе, то «единороссам» следовало бы внимательней присмотреться к округу №19, где на избирательных участках 757, 758, 759, 760 и 817 главный коммунист Бурятии набрал примерно столько же голосов, что и директор средней общеобразовательной школы №63, он же член партии «Единая Россия», а ныне депутат Улан-Удэнского горсовета Батор Лудупов (от 41 до 52%). Его главный оппонент, знаток шаманского дела, а по совместительству коммунист и блогер Денис Илыгеев получил на этих участках примерно те же результаты, что и Игорь Шутенков (32-36%). Нечто похожее просматривается на участках 813 и 815 округа №28 (победитель — Валерий Амагыров, ныне пребывающий во фракции «Единая Россия»).

В Железнодорожном районе — такая же ситуация на участках №№723, 724, 744, где депутатом Улан-Удэнского горсовета избран бывший заммэра и «единоросс» Александр Иринчеев.

Кто сдал Улан-Удэ

«Члены партии должны отстаивать и бороться за свои идеи. Конъюнктурщики сдадут не только партию, но и страну сдадут… Если нет четкого понимания, что нужно делать и как нужно делать для развития страны, нечего приходить во власть, потому что институты власти формируются не для того, чтобы те, кто туда добрался, до этой власти, посматривали по сторонам, поплевывали спокойно и получали удовольствие от пребывания в каких-то креслах», — сказал в приветственной речи на XIX съезде партии «Единая Россия» Владимир Путин, словно обращаясь персонально к руководству Улан-Удэ.

Первое, что сделал в 2007 году Геннадий Айдаев, узнав, что Железнодорожный район и естественно весь Загорск голосовали за Толстоухова, — принялся, засучив рукава, решать проблемы тамошних жителей. К примеру, удостоверившись, что дорога в Загорск, круто уходящая в горку, зимой превращается в каток, распорядился выделить средства на строительство качественного дорожного покрытия, и покрытие это, кстати, исправно служит горожанам до сих пор.

Перефразировав известный лозунг минувших выборов «Вернем город людям», пришла пора заговорить о возвращении в городе былых позиций «единороссов». Готово ли нынешнее руководство города хотя бы приступить к этой теме, непонятно. Зимние холода очень скоро пройдут, а с ними, как водится, оттает и все остальное, включая нерешенные проблемы. А появившаяся откуда ни возьмись оппозиция и есть самая главная проблема правящей партии в Бурятии.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!