blogtn.ru

Культуртрегер Айдаев и мордодел Тучков

Политику делают политики, а политиков создают пиарщики. Принято считать, что без них сегодня никуда. Каждое слово, жест и взгляд публичного человека есть не его собственное волеизъявление, а тщательно спланированная операция. Политик не может что-то сказать просто так. Если Геннадий Айдаев после некоторого затишья решается на спич по поводу бурятского языка, логично предположить, что это его пиарщик Сергей Тучков спланировал сей культурный выход в массы. Явление, когда политики начинают рассуждать о культуре в поисках иных дивидендов подобно тому, как когда-то колонизаторы завоевывали чужие земли под видом распространения культуры, называется культуртрегерство, а такие люди культуртрегерами.

 Большинству людей пиарщик представляется этаким волшебником, которого стоит нанять, и произойдет чудо. В немалой степени эту иллюзию навевают иностранные слова – пиарщик, имиджмейкер, РR – менеджер. Государственный деятель 18 века адмирал Шишков, ярый поборник исконно русских слов и противник всего чужеземного, назвал бы сегодня Сергея Тучкова мордоделом. Мордодел – один из переводов слова пиарщик, резковатый и просторечный, зато необычайно точно отражающий то, что зачастую демонстрируют специалисты этой области в Бурятии.

 Кризис жанра Геннадия Айдаева понятен. Первым пробным шаром для его возвращения в жизнь стало заявление о намерении консультировать желающих на политические темы, потом заниматься проблемами ЖКХ, последствий, однако, не имевшее. Исходя из того постулата, что политик должен думать о том, что волнует всех (ЖКХ волнует всех), рассуждения о бурятском языке неудачны хотя бы потому, что русских не волнует бурятский язык, равно как и другие национальности. Бурятский язык не является проблемой, его никто специально не уничтожает. То, что с ним происходит, есть объективная реальность. Никто не мешает Народному Хуралу принять закон, запрещающий всем, кто не умеет читать, писать и разговаривать на бурятском, занимать любые должности в муниципальной и государственной власти. Такого закона нет и никогда не будет.

Тщательные попытки журналистов БГТРК каждый раз взять у участников событий интервью на бурятском языке удаются через раз. Однако незнание языка не мешает, например, директору школы №49 Казимиру Иванову быть лучшим управленцем в городском образовании. Говорить о бурятском языке уместно писателю, культурному деятелю. Политику эти разговоры, втягивающие его на зыбкую национальную почву, не к лицу, потому что они ему ничего не дают. Для такого политика, как Айдаев, это ошибка.

Гением пиара своего времени можно назвать Алексея Краснопеева, сумевшего из заштатного магазинчика раскрутить бренд «Пеструшки», и на этой волне, не обладая привлекательными внешними данными, дважды избраться в депутаты Народного Хурала. Он первый в Бурятии при всеобщей популярности импортных товаров придумал рекламу экологически чистых продуктов «только что из деревни». В 1995 году Краснопеев совершил то, что сегодня вообще представляется с большим трудом – продал акции «Пеструшки» на миллиард тогдашних рублей, после чего магазины благополучно обанкротились.

Замечательным пиар ходом, позволяющим политику постоянно быть актуальным, можно признать учреждение общественной должности городского омбудсмена по правам ребенка для Индиры Шагдаровой. Многолетнюю тему чеченского прошлого нашего славного ОМОНа во главе с Вячеславом Мархаевым хочется назвать наиболее эффективной пиар- кампанией с точки зрения того, что на это не было затрачено ни копейки.

А вот судебная тяжба между давними оппонентами в бизнесе Баиром Шагдаровым и Вадимом Бреднием – пример, с нашей точки зрения, неудачной пиар- акции. Идея сделать из основателя ТГ «Абсолют» публичную личность – цели своей не достигла. Малоизвестный широким народным массам Баир Шагдаров подал в суд на хозяина Титана. Процесс широко освещался в прессе и на телевидении, оба героя давали подробные комментарии. Есть основание считать, что широкие народные массы, не зная о том, что участвуют в пиар- компании, восприняли все это как проигрыш Абсолюта, а случившийся три года спустя праймериз «Единой России» по выдвижению кандидатов в депутаты Госдумы от Бурятии только подтвердил это. Баир Шагдаров на телеэкране выглядел неубедительно, говорил сбивчиво и явно проигрывал спокойному, как глыба, неторопливому Вадиму Бреднию.
То, что демонстрируют в последние годы пиарщики депутата Народного Хурала Михаила Гергенова, если они есть, просто скучно и грустно.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!