blogtn.ru

Культурный шок. Приговор суда в отношении худрука Бурятской филармонии вызвал пока больше вопросов, чем ответов

Фото: http://www.burconcert.ru/photo/roskosh-zhemchuzhiny-muzyki-barokko-10-yanvarya-2014-goda

На прошлой неделе Советский районный суд г. Улан-Удэ вынес обвинительный приговор в отношении худрука Бурятской Государственной филармонии Натальи Улановой. Она признана виновной в совершении мошенничества, а точнее хищения (в то время как исполняла обязанности директора филармонии) 1,7 млн. рублей, выделенных министерством культуры России на проведение культурных мероприятий. Несмотря на то, что буквально на следующий день Наталья Уланова сделала публичное заявление о том, что она не похищала деньги, а сдала их в кассу филармонии и потратила затем на «красивые проекты», случившееся с бывшим журналистом и просто прекрасным человеком потрясло многих. Достаточно сказать, что половина республиканских СМИ вообще предпочли ничего об этом не сообщать, а другая половина ограничилась сухой цитатой с официального сайта.

Между тем, вынесенный в Советском суде приговор есть первый документ, проливающий хоть какой-то свет на вопрос, откуда в республике в последние годы столько фестивалей и концертов и за чей счет весь этот праздник жизни в дотационном регионе. В частности, фигурировавшие в названном выше деле 1,7 млн. рублей, как выяснилось, поступили в Бурятию в рамках субсидии от Министерства культуры России. Причем данная субсидия на проведение нескольких художественных проектов была выделена в размере 30 млн. рублей не филармонии, а республиканской общественной организации «Союз деятелей народного творчества». Смета, к примеру, одного проекта на организацию и проведение выставки «Город дарханов» была оценена в 4,8 млн. рублей. Поскольку сумма была значительной, а освоить ее необходимо было всего за несколько недель, часть денег от выставки в Этнографическом музее осталась, и их решили в бюджет не возвращать.

Почему руководители двух фирм, заключившие с директором Этнографического музея Светланой Шоболовой договоры на изготовление стендов и перевозку экспонатов и получившие на свои счета деньги до того, как они выполнили работы, враз решили отдать эти деньги руководителю совершенно другого учреждения, можно только догадываться. Каким–то образом Наталья Уланова уговорила их не возвращать средства, а обналичить и отдать ей под видом спонсорской помощи на организацию и проведение «V Байкальского рождественского фестиваля». 20 ноября 2013 года «спонсоры» принесли деньги прямо в филармонию, где и.о. директора их пересчитала и оставила себе.

V Байкальский рождественский фестиваль проходил с 26 декабря 2013 года по 11 января 2014 года и запомнился местным ценителям музыки поистине сенсационным размахом. Сенсация состояла в том, что новогодние каникулы в Бурятию, в глушь, неожиданно пожелали прибыть такие звезды, как оперная дива из Испании Евгения Бургойне, которая до того никогда не была не только в Сибири, но даже в России. Более того, как выяснилось, номинированная в проекте «Роскошь: Жемчужины музыки барокко», до Улан-Удэ она никогда не встречалась и с московским барочным ансамблем Questa Musica, с которым ей предстояло петь на фестивале, а единственная репетиция проекта тоже прошла в Улан-Удэ, за сутки до выступления.

В интервью сразу после концерта музыканты поведали, что Евгения Бургойне познакомилась с худруком Бурятской филармонии в январе 2013 года на музыкальном фестивале «Опера Рара» в Кракове (Польша»), где Наталья Уланова неожиданно предложила диве выступить на бурятской сцене. Основателю ансамбля Questa Musica Филиппу Чижевскому написал в Facebook сам министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков и предложил встретиться. Встреча произошла весной 2013 года в Москве, где музыкант со своим коллективом получил приглашение поучаствовать в V Байкальском рождественском фестивале. То, что исполнять произведения им предстоит именно с Евгенией Бургойне, с которой до того они не были знакомы и не удосужились даже встретиться для репетиции, по их собственным словам, им тоже предложила Наталья Уланова.

Сколько зрителей посетило концерт, сколько было продано билетов, в какую сумму обошлись Бурятии эксклюзивные музыканты, прилетающие сюда прямиком из Европы на два дня и репетирующие буквально на ходу, сайты минкультуры и бурятской филармонии никогда не сообщали. Таких вопросов никогда не задавал поднадзорному ведомству и глава республики Вячеслав Наговицын, кстати, посетивший в тот день вместе с супругой «Роскошь: Жемчужины музыки барокко».

Еще одна любопытная деталь. В рамках уголовного дела пострадавшая сторона , то есть министерство культуры, почему-то не заявила гражданский иск о возмещении понесенного ущерба. На время ведения следствия по тяжкому уголовному обвинению, тем более, на время судебного процесса, госслужащие отстраняются от работы до получения окончательного вердикта, однако и этого в нашем случае не произошло. На эту тему существует отдельное постановление пленума Верховного суда России, в котором обозначено, что попавший под следствие чиновник лишается зарплаты, но может рассчитывать на минимальное денежное содержание примерно в размере 4 тыс. рублей в месяц.

Худрук филармонии не только не была отстранена от должности ни в период следствия, ни после вынесения судебного решения, но получила полную поддержку вышестоящего руководителя, взявшегося публично рассуждать за юристов, кто здесь виноват или не виноват. По одному тому факту, что говорил Тимур Цыбиков на созванной пресс – конференции, вполне можно судить как минимум о нарушении кодекса госслужащего. Впечатление создается такое, что Тимур Цыбиков не только знал все, что творится в структурных подразделениях его министерства, но и все случившееся происходило там с его ведома,а может, и личного участия. Приговор будет обжаловаться, а значит, у нас есть надежда узнать новые подробности этой культурной истории.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!