Фото Т. Никитиной, последнее – с сайта ГосДумы
ГосДума как место для дискуссий, чаяний и народных надежд. От республики здесь заседают Алдар Дамдинов, Николай Будуев, Сергей Шаргунов и Юрий Волков. Двое первых живут в Бурятии, каждый месяц отчитываются о проделанной работе и все время сетуют на нехватку времени. Поэтому оказавшись в Москве, мы не могли пройти мимо этого огромного величественного здания на углу Тверской и Охотного ряда, чтобы своими глазами не увидеть, где вершится наша история.
У парадного подъезда
Парадный вход в парламент, над которым известная всей стране надпись «Государственная Дума», оказался закрыт. Непарадный вход располагался с противоположной стороны. Там, в выжидательной позе, невзирая на снежок вперемежку с дождем, стояли с десяток человек. Мимо них важно прошли те, у кого, видимо, был постоянный пропуск – мужчина с аккуратной бородкой и девушка на каблуках, с прической и золотой брошью на лацкане легкого пальто. Говорят, обычно число ожидающих народных избранников «у парадного подъезда» в несколько раз больше, причем стоять они могут здесь целый день. К счастью, мое разрешение на посещение быстро нашлось и полицейский предложил выписать пропуск.
Пропуск выписывался в комнате, где нужно было просунуть паспорт в узенькую щель между стеклянными перегородками, оказавшиеся зеркальными. Когда «зеркало» мужским басом попросило не крутиться, а смотреть прямо перед собой, стало понятно, что за стеклом кто-то есть. Крепко держа в руках пропуск, иду мимо металлической рамки и еще одного полицейского и, наконец, попадаю в блестящий холл ГосДумы с уже настоящими зеркалами, гардеробом, отделением сбербанка и туалетом. Посреди фойе на огромном мяче горит надпись «До церемонии открытия чемпионата мира по футболу 2018 осталось 210 дней 07 часов 14 минут 02 секунды». Рядом вижу женщину – бурятку средних лет, которая пристально смотрит на меня, а я на нее.
Выяснилось, что Маргарита Дашиевна (имя изменено) прибыла в парламент, чтобы развивать в Бурятии традиционную народную медицину, ту самую которую обещал Иринчей Матханов. Информация о том, что Иринчей Матханов уже давно не депутат ГосДумы и искать его надо не здесь, а в Улан-Удэ, впечатления не произвела. Женщина молча указала на вывеску, гласившую, что «гардероб работает с 8.00 до 20.00», из чего можно было сделать вывод, что в ближайшие несколько часов уходить отсюда она не собирается.
В коридорах власти
Первое впечатление, что ты попал не в ГосДуму, а в картинную галерею, где со стен на тебя в полный рост смотрят добрые и человечные Путин, Зюганов, Кобзон и кто-то еще. Расположенный рядом телевизор неожиданно показал живого Кобзона, вручающего что-то симпатичной белокурой даме. Последующие картинки не оставили сомнений, что дама художница и каким-то образом связана с Украиной. Стенды, размещенные этажом выше, рассказали, что картины на стенах – выставка в ГосДуме украинской художницы Татьяны Пономаренко-Левераш под названием «Будущее начинается в прошлом: Россия — Мир. Сирия. Донбасс».
Читаю на стенде: «После масштабных проектов на Пономаренко-Левераш были подготовлены документы на звание «народного художника». 20 февраля администрация президента Украины передала их на подпись Януковичу, а 21 февраля в стране произошел государственный переворот… Получить звание, к которому так нелегок и тернист был путь, было не от кого. Война все смела на своем пути…» Неожиданно рядом в сопровождении очаровательной девушки на каблуках, очень похожую на пресс-секретаря режиссера Марию Шоппо, остановился Станислав Говорухин, тоже начавший пристально разглядывать стенды. Судя по всему, ему тоже ничего не было известно о художнице Пономаренко – Левераш и трагедии, которая с ней приключилась.
На крытых ковровыми дорожками лестницах началось движение. Журналисты с телекамерами заняли буквально все свободное пространство. Оказалось, что объявили часовой перерыв и из зала пленарного заседания один за другим начали выходить депутаты. На ступеньках справа зампредседателя ГосДумы Петр Толстой рассказывал о законопроекте про СМИ – иноагентах в России и прочих ответных мерах на провокационные действия коварного запада. Слева телекомпания ВВС делала сюжет на ту же тему, только на английском языке. Вокруг с озабоченным видом шествовали депутаты и девушки на высоких каблуках…
Думская столовая
Следующий этап – столовая, та сама, куда проходить разрешается только депутатам и о дешевизне которой в соцсетях ходит столько слухов. Перед столовой располагается буфет, где всего полтора года назад тогдашний депутат Максакова с депутатом Вороненковым по случаю рождению «межфракционного» сына угощали коллег 150 блинами. Говорят, до недавнего времени в столовой тоже устраивали застолья – веселье, но теперь все запрещено, включая новогодние празднества.
Столовая – белый овальный зал, разделенный колоннами. В зале – плазменная панель, на которой в режиме реального времени показывают проходящие заседания. Такие же плазмы установлены в ГосДуме буквально везде – в коридорах, фойе, абсолютно каждом кабинете и столовых. Чтобы даже за едой депутаты могли следить, кто выступает и кто что говорит.
На каждом столе – белая скатерть, белые салфетки и такая же посуда. В отличие от другого зала, куда разрешен вход всем, но где еду каждый получает на свой поднос, здесь – меню, заказ, официант и особые пожелания. Оформление блюд тоже как в ресторане, равно как и публика. Бросилось в глаза, что все посетители солидного вида входили в столовую не одни, а с девушками на каблуках, с прической и идеальным макияжем. Копейками то, что получилось за обед по прейскуранту, назвать было, конечно, нельзя, но цифры были явно меньше того, как если бы то же самое заказывалось в обычном ресторане даже в Улан-Удэ.
Кабинет 211
Тот же второй этаж, секция налево. Кто-то дает интервью, кто-то делает селфи возле стены с буквами «Государственная Дума». Навстречу – кажущийся здесь почти родным юноша –бурят, только что покинувший кабинет 211 с блестящей табличкой «Алдар Валерьевич Дамдинов, фракция «Единая Россия». За дверью – уставленная столами узкая комната с уже знакомой плазмой. На столе – свежий номер парламентского журнала «Российская Федерация сегодня». Всех гостей встречает Жанна. Она с улыбкой наливает чай и просит немного подождать. Депутат занят. Как выяснилось, гость Дамдинова – кто-то из преподавателей Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФИСМиТ), того самого, где работал еще вчера избранный министр спорта Вячеслав Дамдинцурунов. Не проходит и пяти минут, чтобы в дверь не заглянул кто-нибудь явно бурятской национальности и, выяснив, что депутат занят, исчезал в неизвестном направлении. «И так целый день», – вздыхает Жанна.
Перерыв завершился, парламентские слушания возобновились, о чем возвестил из плазмы спикер Володин. Где-то там должна сидеть поклонница царя Наталья Поклонская, борец с гомосексуализмом Виталий Милонов и все-все-все из интернета. Экран крупным планом показал только Николая Валуева, потом густо заполненные парламентские ряды. Как выяснилось, после того, как для депутатов ввели штрафы за прогулы без уважительной причины (говорят, 60 тыс. рублей за однократный прогул), посещаемость резко выросла. Исключение установлено только для Кобзона, которому очевидно ввиду состояния здоровья пропускать разрешается.
Если расценивать Госдуму как ветвь российской власти или веточку, или надежный сук (ствол находится в другом месте), то все увиденное кратко можно охарактеризовать как власть работает. По крайней мере, с 8.00 до 20.00, о чем напомнила табличка в гардеробе. Маргарита Дашиевна со своей кушетки машет мне на прощанье рукой. «До церемонии открытия чемпионата мира по футболу 2018 осталось 210 дней 06 часов 17 минут 57 секунд».