blogtn.ru

Какие казусы законодательства встречаются в нашей жизни

Жизнь сложнее всевозможных правил и норм, по причине чего обществу каждый раз приходится пересматривать то, что еще вчера казалось незыблемым.

Поскольку страна медленно, но верно движется в сторону торжества демократии, равенства мужчин с женщинами, меньшинств с правами большинства, казусы у нас возникают все чаще. Впрочем, ничего страшного в этом нет, поскольку даже если где-то и произошел казус, жизнь его быстро поправит.

Даешь родительский капитал вместо материнского!

Много лет в республике благополучно существовал комитет солдатских матерей, созданный по инициативе союза женщин Бурятии, и всех устраивало его «материнское» название. Это название не мешало работать в комитете ни женщинам, ни мужчинам-военным, на двери висела соответствующая надпись, в газетах пестрели соответствующие заголовки. Все было хорошо, пока однажды на площади Советов не возник странный вопрос, а нет ли здесь дискриминации сильной половины человечества. Почему комитет солдатских матерей называется комитетом матерей, если отцы любят своих детей не менее сильно, чем все остальные родственники. Говорят, по образцу бурятского комитета и в других регионах начали задумываться, нет ли здесь какой несправедливости и нарушения прав и свобод личности. И вот в результате бурных дискуссий в 2000 году комитет солдатских матерей в Республике Бурятия был торжественно переименован в комитет солдатских родителей.

Вопрос о поражении в правах сильной половины человечества был поднят с новой силой с момента принятия в 2007 году федеральной программы «Материнский капитал», предусматривающей приличную денежную выплату за рождение у женщины второго и последующего ребенка. Какое-то время название социальной выплаты именно как «материнский капитал» воспринималось как должное, однако вскоре раздался голос возмущенных отцов, требующих справедливости, а именно называть капитал родительским. Всю страну облетела история о том, как в Башкортостане одинокий отец, оказавшийся с двумя детьми на руках, потребовал предоставить материнский капитал и ему. В многочисленных интервью папа рассказывал о том, как волею судьбы стал отцом двоих детей, которых приходится воспитывать одному. Сначала умерла одна его бывшая супруга и он забрал ребенка себе, потом умерла вторая супруга, оставив на его попечении маленького ребенка. Поскольку дети были от разных матерей, Пенсионный фонд отказал папе в выплате материнского капитала, с чем тот не согласился. Мужчина подал в суд и доказал, что хоть капитал на второго ребенка и называется материнским, он на него имеет точно такое же право, как и любая женщина.

Генетическая мать против суррогатной: кто есть кто

Множество вопросов вызывает и такое новое явление нашей жизни, как ненатуральные способы рождения человека, или суррогатное материнство. По причине действия закона о врачебной тайне, сложно сказать, насколько широко шагнуло в жизнь это явление в Бурятии. Известно только, что два случая уже попали в разряд казуса и стали предметом разбирательства специалистов местного фонда социального страхования.

Суррогатное материнство построено на том, что одна женщина, не могущая самостоятельно родить ребенка, отдает свои клетки другой женщине, которая осуществляет заложенную в нее природой функцию, чтобы затем передать генетически чужого ей ребенка первой. Первую женщину называют генетической матерью, вторую — суррогатной, или на иностранный манер «гестационным курьером». Казалось бы, процесс четко распределен и понятен: одна женщина как суррогатная мать-курьер вынашивает ребенка, другая как генетическая мать его воспитывает. Вопросы начинаются, когда речь заходит о льготах, пособиях, выплатах и всего, что составляет основу нашей жизни.

Первый казус произошел в медицинском учреждении Бурятии, когда генетической маме, которая не вынашивала ребенка и не рожала его, был выдан листок нетрудоспособности по беременности и родам точно такой же, какой медики выдали и суррогатной маме. Таким образом, по одному и тому же случаю сразу две женщины вышли в отпуск по беременности и родам, в связи с чем отделение фонда социального страхования, ответственное за выплаты, произвело проверку. Поскольку по закону суррогатное материнство — тайна, не подлежащая разглашению, фонд оплатил пособия как той маме, так и другой, но при этом расходы по листку нетрудоспособности, выданной генетической матери, предъявил для возврата медицинской организации.

Другой казус вышел с работодателем, который отказался оплачивать генетической матери отпуск по уходу за ребенком с указанной даты, потребовав, чтобы та предоставила ему справку от суррогатной матери о том, когда у последней заканчивается отпуск по беременности и родам, с тем чтобы начать выплачивать пособие только после этой даты. Генетическая мама отвечала, что разыскивать суррогатную мать у нее желания нет, и была права. В конце концов, ребенка суррогатная мать ей уже передала, ребенок нуждается в уходе, а значит, и пособие должно выплачиваться с того самого дня, как возникло право, никаких иных документов в законе не предусмотрено.

Что завтра

Удивительно, но то, над чем мы еще вчера от души смеялись в юморесках Михаила Задорного, легко может стать частью нашей жизни уже завтра. Судя из юморесок, в этих странах, которые бережно относятся к своему законодательству, правам меньшинств и понятию справедливости, есть законы, запрещающие, к примеру, ездить днем голым на велосипеде или привязывать крокодила за хвост к водопроводной трубе. Если опустить прочь эмоции и кручение пальцем у виска, законы эти говорят только о том, что когда-то в истории отдельного штата Америки такие прецеденты были, и неважно, когда будет следующий прецедент — сегодня или через 100 лет. Важно, что если такое вдруг случится, права человека будут в этом случае защищены, какими бы смешными они ни казались. Право называть комитет солдатских не матерей, а родителей, капитал не материнским, а для отцов тоже. Не факт, что если завтра в Бурятии женщина напишет заявление о декретном отпуске, работодателю следует будет деликатно поинтересоваться, какой именно мамой она собирается стать — генетической или суррогатной, и в зависимости от ответа начислять пособие.

Комментарий начальника правового отдела УФСС по Бурятии Эржены Доржиевой:

— Как известно, первый ребенок, родившийся с помощью суррогатной матери, появился на свет в Великобритании в 1978 году. В 2011 году Всемирная организация здравоохранения приняла более точную для этого формулировку «гестационный курьер», однако на сегодня суррогатное материнство является одной из самых неурегулированных законом проблем. Например, в России, Украине, некоторых штатах США можно заниматься суррогатным материнством за деньги, и не секрет, что для кого-то это уже стало профессией. В ряде европейских стран, таких как Франция, Германия, суррогатное материнство в любом виде просто запрещено. В России суррогатной матери разрешается не отдавать ребенка после родов, если она вдруг передумала. В некоторых странах, как, например, в Украине, Казахстане, все права на родившегося ребенка — у генетических родителей. По большому счету Россия и Бурятия только входят в эту ситуацию, полную вопросов. Например, что делать, если родились двойняшки и от второго ребенка генетические родители отказываются. Если ребенок не передан генетическим родителям, в какой мере генетическим родителям должны быть возмещены расходы по его рождению и так далее.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!