blogtn.ru

Как в Бурятии не осталось независимых к республиканской власти СМИ

Фото Т. Никитиной

2017 год был богат на знаковые события политической жизни, однако одно событие в их ряду следует отметить особо. Избрание в этом году гендиректора издательского дома «Информ – полис» Соелмы Дагаевой министром культуры Бурятии многие сочли ярким доказательством того, что первый открытый конкурс министров действительно был построен по законам справедливости. Между тем, переход гендиректора ведущего республиканского издания в статус правительственного чиновника был далеко не первым. Более того, если присмотреться внимательнее, то высокое назначение, помимо прочих критериев, имело и несколько иные цели.

Придя к власти, Адольф Гитлер, желая противопоставить свой режим коммунистическому строю в России, так сформулировал главную идею построения сильного общества: «Мы будем видеть свою задачу не в том, чтобы увековечить влияние какого-то одного общественного класса. Мы поставим себе целью отобрать все лучшие головы во всех слоях населения и именно этим наиболее способным людям дадим возможность оказывать наибольшее влияние на наше общество». Говоря иначе, вместо того чтобы национализировать заводы- банки – газеты – пароходы вождь национал – социалистической партии предложил национализировать «лучшие головы» и тем побудить работать на государство всех, для кого эти головы были авторитетны.

Спустя несколько десятилетий маленькая Бурятия, избравшая своим первым президентом бывшего секретаря обкома по промышленности Леонида Потапова, двинулась по тому же самому пути. Особенностью нашей республики стало то, что механизм «национализации людей» включился на полную мощь в отношении не кого-либо, а частных республиканских СМИ. Первым журналистом, кого власть официально пригласила к себе на работу, был Андрей Капустин. Мало кто уже помнит, что совместно с МВД по РБ Андрей Павлович издавал газету «Версия», мечтал нарастить тираж до нескольких десятков тысяч экземпляров и стать ключевым изданием республики. Как и многие издания тех лет газета весьма скоро закрылась, однако это не помешало Андрею Капустину принять от Леонида Потапова престижное приглашение.

Вторым ярким примером перемещения на площадь Советов «лучшей головы» республики стала карьера Александра Дружинина – главного редактора некогда популярнейшей газеты «Молодежь Бурятии». Пусть во времена назначения Дружинина «Молодежка» уже не была столь популярной и уже тем более оппозиционной республиканской власти, Дружинина пригласили в пресс-службу правительства, прежде всего, как крутого профессионала в своей сфере. Если учитывать, что, помимо назначения, Дружинин также  получил еще и дивиденды от продажи акций «Молодежки», «национализация» прошла выше всяких похвал.

Следующим профессионалом, призванным властью на святое дело служения родной республики, стала собственник газеты «Номер один» Виктория Логинова. Заслуги издания «Номер один» оказались таковы, что собственника назначили управлять «Республиканской типографией, более половины акций которой, как известно, принадлежит правительству Бурятии. Можно отметить также, что примерно в то же время сын Логиновой Иван Логинов был приглашен на работу пресс-секретарем в Бурятский госуниверситет, что тоже говорит о многом.

Наконец еще одним успешным примером национализации СМИ в отдельно взятом регионе можно назвать судьбу руководителя медиахолдинга АРИГУС Татьяны Мантатовой, одно время избранной сенатором от Бурятии вместо нежданно покинувшего этот пост Арнольда Тулохонова. Справедливости ради эту историю, наверное, следует вести еще с далекого 1998 года, когда собственника телекомпании «АРИГУС» Евгения Ханхалаева тот же Леонид Потапов пригласил на пост заместителя председателя Правительства Республики Бурятия по социальным вопросам. АРИГУС вообще можно сравнить с неразменной монетой, поскольку даже с отставкой Ханхалаева с государственного поста его национализация продолжилась в таком негосударственном секторе, как отделение Пенсионного фонда по Бурятии.

Как ни крути, а получается, что «план Барбаросса» в отношении маленькой национальной республики сработал на все сто. Год за годом все ключевые негосударственные СМИ оказались в сфере влияния республиканского правительства, по причине чего говорить о независимости наших ведущих рыночных изданий можно лишь с определенной долей условности.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!