blogtn.ru

Диализные центры Бурятии заявили о низком тарифе в период пандемии

Фото Т. Никитиной

Представители диализных центров Бурятии приняли участие в работе круглого стола «Тарифы на диализ». Мероприятие состоялось под эгидой общественной организации «Нефро- Лига», пригласившей для обсуждения проблемы в режиме он-лайн главного внештатного нефролога минздрава России Евгения Шилова, представителя ФОМС Юрия Нечепоренко, Ассоциации медицинских организаций по нефрологии и диализу (АМОНД), директоров диализных центров страны.

Главная проблема, о которой заявили на мероприятии, – действующие тарифы не соответствуют расходам, значительно увеличившимся в период пандемии. Мало того, что регулирование тарифа в России сегодня никто не отслеживает, новая коронавирусная инфекция прибавила затрат. Представители диализных центров, в том числе и из Бурятии, говорили о том, что необходимо разделять потоки пациентов, персонала, увеличивать фонд оплаты труда. Необходимо закупать дезинфицирующие средства, в разы выросли расходы на перчатки, маски, антисептики.

 

Если в государственных структурах все эти затраты нашли отражение, то в частных нет. Среди них есть компании, которые продемонстрировали по итогам года отрицательную маржинальность. Есть регионы, где за последние годы тариф на заместительную почечную терапию уменьшился в два раза, а на все вопросы представители минздрава отвечают в том духе, что «если бы вам не было выгодно, вы бы не работали».

 

– Если государство взяло курс на повышение качество жизни, продление жизни, то и качество диализа должно быть высоким, иначе тариф должен соответствовать установленным затратам. Уменьшить зарплату мы не можем, перейти на китайские диализаторы в ущерб качеству медпомощи тоже не можем. В итоге растет кредиторская задолженность, – говорили участники круглого стола.

 

В настоящее время в Бурятии функционируют шесть диализных центров, из которых четыре являются частными. На протяжении последних трех лет в республике происходило снижение тарифа обязательного медицинского страхования на оплату проведения заместительной почечной терапии пациентам, страдающим хронической почечной недостаточностью.

 

Вот как объяснил ситуацию зампредседателя ФОМС России Юрий Нечепоренко: «С 2019 года в системе формируются тарифы на основании клинических рекомендаций. Решение исходило из того, чтобы привлечь профессиональные сообщества в управление процессом оказания медицинской помощи, чтобы именно они определяли, как лечить.

 

Теперь о ситуации, которая складывается в субъектах. Действительно в рамках текущего законодательства установление тарифов в части гемодиализа – это полномочия субъекта. Тариф устанавливается территориальной комиссией. Она возглавляется региональным руководителем здравоохранения, и здесь орган здравоохранения играет ведущую роль. Здесь важна роль главных внештатных специалистов, которые должны доводить свою позицию. Если бы у нас были четко отработанные клинические рекомендации, а на их основе созданы стандарты, тогда бы появился полноценный нормативный документы, где были бы учтены все позиции, было бы проще решать эти вопросы, которые сегодня решают в субъектах.

Именно Клинические рекомендации – та основа, с помощью которой можно было бы оценивать адекватность тарифов. На текущий момент эти вопросы должны решаться в субъекте Российской Федерации при активном взаимодействии со всеми органами профессионального сообщества, которые бы обосновывали те затраты, которые объективно требуется закладывать в тариф.

Таким образом надо ускорить принятие клинических рекомендации, и тогда у нас будет эталонная модель по всем видам диализа, чтобы мы могли сопоставлять. На сегодня обосновать, какой тариф наиболее объективный, мы не можем, потому что у нас нет эталона, с которым мы могли бы это сопоставить. Нужно ускорять вопрос принятия клинических рекомендаций».

Представитель Ассоциации медицинских организаций по нефрологии и диализу (АМОНД), учредителями которой стали частные диализные центры, рассказал, что проблему тарифов на сегодня можно назвать животрепещущей. Одна из целей объединения диализных центров, оказывающих медицинские услуги по гемодиализу и перитонеальному диализу, была борьба за более справедливые тарифы на оказание диализной помощи. Дело в то, что после выхода новых методических рекомендаций ФОМС в некоторых регионах эти тарифы упали в 1,5–2 раза. Попытка уложиться в эти тарифы несовместима с качеством, а работать в убыток диализные центры не могут. Если  в нулевые годы в стране стояла проблема физического отсутствия мест на диализе, сейчас стоит проблема низкой оплачиваемости оказываемых услуг. (В АМОНД входит диализный центр из Бурятии “Нефро – Диал”).

Руководитель диализного центра в Калининградской области Дмитрий Польский рассказал, что по непонятным причинам им задним числом с января 2020 года уменьшили тариф на 8,5 процентов. Заявление на участие в ОМС организация подала в сентябре и абсолютно неизвестно, какой тариф будет утвержден в следующем году. Мотивация организаторов здравоохранения такая, что в отличие, к примеру, от стоматологов диализные центры не потеряли свои доходы, потому тарифы здесь можно сокращать.

Председатель Новосибирского отделения МООНП «НЕФРО-ЛИГА» Марина Лебедева рассказала, что тарифы на перитонеальный диализ в этом регионе сегодня ниже себестоимости. Поскольку территория региона огромная, транспортная доступность оставляет желать лучшего, для многих пациентов перитонеальный диализ стал выходом в этой ситуации. Только в Новосибирской области стали добиваться каких-то успехов, как снизили тариф на перитонеальный диализ. Сегодня он ниже себестоимости, и при таком тарифе ждать, что диализные центры «пойдут в районы», не приходится.

 

– До конца 2021 года на федеральном уровне должен появиться проект Клинических рекомендаций по оказанию медицинской помощи пациентам находящимся на ЗПТ. Если просто ждать, когда они появятся, то “справедливые тарифы” возникнут в лучшем случае в 2022 году. Поэтому надо начинать действовать. К примеру, в профильную группу рабочей комиссии по рассмотрению клинреков при Министерстве здравоохранения РФ входят представители медицинского профессионального сообщества, главный внештатный нефролог, один представитель страховых медицинских компаний региона, главной задачей которых является защита прав застрахованных пациентов. Председателем комиссии является министр здравоохранения в регионах. Если начать с рабочих комиссий, то процесс можно значительно ускорить, – высказали по итогам работы круглого стола свое мнение в Бурятии.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!