blogtn.ru

Что изменят в жизни автомобилистов новые правила на рынке автострахования

С 1 января 2017 года каждая страховая компания обязана обеспечить желающих электронным полисом ОСАГО, а значит жалобы на очереди с 5 утра, навязанные страховые услуги и поддельные полисы наконец исчезнут навсегда. С другой стороны лобби автостраховщиков, доказывающих засилье на дорогах Бурятии автомошенников и злобных автоюристов, все-таки одержало вверх. По всей видимости, уже с 1 марта 2017 года полагающиеся по страховке выплаты заменят натуральным ремонтом. Иными словами, при любом ДТП вам теперь предложат не денежную сумму на ремонт, а сразу проехать в СТО, где вам должны возместить ущерб в «натуре». Как все это будет выглядеть в жизни, мы решили поинтересоваться у тех, кто много лет сталкивается с проблемами рынка отечественного автострахования.

Виктор Малышенко, депутат Народного Хурала

– Весь мир переходит на электронный документооборот, но все – таки лучше, если мы сохраним для всех этих новинок альтернативу. У нас слишком разные по возрасту, образованию, мышлению и жизненным принципам люди, чтобы электронный полис пришел в каждый дом уже завтра. Живой пример – многофункциональный центр в Улан-Удэ. Казалось бы, многое из того, что там делают, можно получить через электронные услуги, но люди все равно идут в МФЦ, создавая очереди, и это значит, что говорить об удобстве новой услуги пока слишком рано.

То же самое можно сказать и об активно обсуждаемой сегодня в прессе замене денежной выплаты на натуральный ремонт. Считаю, что для клиента здесь также должно оставаться право выбора – либо ремонт, либо деньги, как существует такое право в КАСКО. В любом случае здесь необходимо серьёзное участие и контроль со стороны государства, а лучше – сильная государственная страховая компания, услуги которой будут доступны во всех уголках нашей большой страны.

Игорь Сластин, председатель республиканского комитета профсоюзов работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства

– Поскольку водители общественного транспорта не могут выходить на маршрут без ОСАГО и без страхования пассажиров, мы работаем с конкретными компаниями по договоренностям, и глобальных проблем у нас никогда не возникало. Что касается автомошенников, может, по сравнению с Волгоградской областью и Краснодарским краем их немного, но определенно они в Бурятии есть. Классическая автоподстава состоит в том, что два водителя договариваются, совершают небольшое ДТП, после находят такую же машину с куда более сильными повреждениями, представляют все как значительный ущерб, а когда получают деньги, возвращают старые запчасти на место. К примеру, одна иркутская страховая компания, с которой мы работали, покинула Бурятию только потому, что столкнулась с автомошенниками. Когда общая выплата за три машины, попавшие в ДТП, составила 1,5 млн. рублей, они просто ушли с рынка.

Насколько решит проблему замена денежных выплат натуральным ремонтом, вопрос сложный. Здесь обязательно встанет вопрос качества ремонта, потому что если СТО будут выбирать сами страховые компании – это одно, а если водители – это другое. Все эти нормы должны быть прописано в документах. К примеру, ставить ли оригинальные запчасти, проводить ремонт в присутствии камеры видеонаблюдения, чтобы водитель всегда мог потом посмотреть, что делали с его машиной…

Антон Сапегин, юрист ООО “Юрисконсульт”

– В моей семье никаких проблем с ОСАГО не возникало. Что касается практики, то все случаи страховых споров, включая и по ОСАГО, были связаны с тем, что страховые компании отказывались платить под любыми предлогами просто потому, что им это невыгодно. Все было рассчитано на то, что большинство ДТП небольшие, сумма ущерба невелика, обращаться с такими суммами в суд смысла нет, а значит можно легко отказать клиентам в полной уверенности, что 90 процентов в суд не пойдут. Если помните, герой фильма «Бойцовский клуб» работает в крупной автомобильной компании клерком, который выезжает на место ДТП и оценивает сумму компенсации. Смысл его работы заключается в том, чтобы компенсация была как можно меньше, независимо от того, произошло ли ДТП по вине компании, к сожалению, таковы законы рынка.

Я читал о том, что страховщики выставили Бурятию самым криминальным российским регионом, где орудуют автомошенники, а автоюристы купили все суды и наживают на этом какие-то баснословные барыши. Насчет судов – это полная ерунда хотя бы потому, что страховщики объединены в мощную организацию, у них есть сильное законодательное лобби, чего нет у автоюристов, каждый из которых действует в одиночку. Парадокс состоит в том, что даже в этих условиях наш закон, как выяснилось, защищает сегодня все-таки клиента, и это еще одно доказательство сложившегося в России правового государства. Завысить ущерб по ДТП в несколько раз в  принципе невозможно, потому что существует единая методика определения ущерба, сложившаяся судебная практика. Что касается судебных издержек, то и они весьма скромные, поскольку эти же суды в разы занижают как выплаты юристам, так и полагающуюся по закону клиенту неустойку, штраф в защиту прав потребителей, а также моральный вред. Сравните, если за границей спорящие стороны говорят: я у тебя последнее отберу, то у нас – я тебя по судам затаскаю.

Эрдэм Дабаев, директор ООО “ЮрАвто”, являющегося партнером и членом Всероссийского общества автомобилистов

– В Улан-Удэ, как и во всех регионах России, работают специализированные организации, где оказывают комплексные юридические услуги так называемые «автоюристы». Кроме них есть иные группы юристов (как правило, одиночки) или даже не юристов, которые помогают потерпевшим в ДТП составить и подать документы в страховые компании, участвовать в судебных спорах. Также «автоюристы» занимаются судебными тяжбами по различным вопросам, касающимся взыскания страхового возмещения и убытков не только со страховых компаний, но и с виновников ДТП, не имеющих страхового полиса на момент ДТП.

Не секрет, что страховые компании создают те или иные формальные препоны для подачи документов. С целью снизить поток обращений искусственно формируют очереди, делают график приема документов неудобным. Зачастую даты приема по записи находятся весьма далеко от даты события. В одно время компания «Росгосстрах» вообще перенесла свой отдел урегулирования убытков, который один на всю республику, за 237 км от Улан-Удэ – в село Петропавловка Джидинского района, и  это вызвало огромный общественный резонанс. Все это привело к делению ДТП на две категории: «дешевое» и «дорогое». Если «дешевые» зачастую договариваются на месте, то «дорогие» обычно идут вплоть до обращения в суды.

Судебная же практика в Бурятии по сравнению с относительно недавним прошлым изменилась кардинально. Раньше суды были полностью на стороне «простого человека», потерпевшего, а страховые компании виделись теми, кто всегда занижает выплаты. Сегодня возобладал принцип состязательности сторон, но появились новые проблемы. Страховые компании занялись кампанией по превращению в глазах населения всех «автоюристов» в мошенников, которые зарабатывают огромные деньги, что совершенно не так.

Чтобы решить проблему ОСАГО, требуются более подробные регламенты, инструкции по работе с клиентами, необходимо систематизировать судебную практику, нужны более точные, научно обоснованные и не вызывающие двойного толкования транспортные экспертизы. Какие СТО теперь будут проводить ремонт? Насколько СТО будет выгодно проводить эти ремонты? Будут ли это все-таки оригинальные запчасти? Вопросы по качеству ремонта и его стоимости неизбежны, эти вопросы потребуют доработки законодательства, что в любом случае должно оставить на рынке автострахования профессионалов.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!