blogtn.ru

Честь имею?.. Как научить наших чиновников добровольно уходить в отставку?

Автор Сергей Боровик, опубликовано в №79 газеты “Байкальские огни” (газета Кабанского района), на фото Сергей Боровик

 Дети синагоги

Уже от нескольких жителей Кабанского района, неравнодушных к тому, что делается (а вернее, творится) в нашем районе, приходилось слышать любопытное рассуждение… Все мелкие, крупные, а теперь и трагические неприятности, который год сопровождающие действия (бездействие) районной администрации, проистекают – полагают земляки – от того, что находится она в здании бывшей синагоги. Выход они видят простой: поменять местами Дом творчества (бывший райком партии) и администрацию. На детей, дескать, тёмные силы, затаившиеся в намоленных стенах синагоги, вредно не повлияют, а чиновники на новом месте будут чувствовать себя вполне комфортно.

Но поможет ли столь радикальная мера? Не будем забывать: и райком возведён на месте взорванного православного храма…

Так или иначе, но похоже, что четвёртый кряду глава Кабанского района покинет свой пост не совсем добровольно! Поневоле полезут в голову мысли о сакральной ивритской силе… Но в ней ли причина наших бед и проблем? Или мы чего-то недодумываем и недопонимаем, делая свой выбор, попадая под обаяние знакомых имён в группах поддержки, и слова «его знают в правительстве» становятся волшебным ключиком к сердцам «электората»? Или оскудела родная земля на умных, сильных, порядочных людей? Или такие сейчас не идут во власть, не желая «вляпаться», освобождая нишу мало на что пригодным людям?

Попробуем проанализировать важнейшую, кадровую составляющую деятельности нынешнего главы.

 Хозяева своему слову легко забирают его назад…

Осень 2011-­го, жёсткая избирательная кампания… Два кандидата на должность главы района ­ С.В. Савватеев, экс­-директор шиферного и немного цементного заводов, и А.А. Сокольников, глава Каменского поселения, ­ идут, извините за терминологию немного из другой области, ноздря в ноздрю. Предсказать результат этой «битвы титанов» не берётся никто.

Между тем, Савватееву проигрывать никак нельзя. За ним – президент Наговицын, а главное – «Единая Россия». В его штабе понимают – нужны какие­-то неординарные шаги.

И такой выход находится. Этот приём давно используется во всём мире: между двумя кандидатами заключается негласная предвыборная сделка, один отказывается от борьбы, призывая своих избирателей голосовать за бывшего соперника. За это получает дивиденды – как правило, в виде весомой и престижной должности в новой команде. Так легендарный генерал Лебедь, ударив по рукам с президентом Ельциным, проснулся секретарём Совета безопасности России.

Похожая комбинация была предложена В.И. Зазулину, ещё одному претенденту на руководство районом. Человек известный, особенно в Селенгинске, трижды избиравшийся депутатом райсовета, поработавший на производстве, в государственных и муниципальных структурах, с неплохой репутацией и двумя высшими образованиями, согласился не сразу. Решающим стал аргумент, что так будет лучше для района. Взамен легко пообещали должность любого зама нового главы…

24 ноября 2011 г. через газету «Байкальские огни» Зазулин обратился к землякам. Он сообщил, что снял свою кандидатуру с выборов и призвал голосовать за Савватеева: «Отчётливо видно два преимущества Сергея Витальевича. Это, во-­первых, громадный опыт хозяйственника… Во­-вторых, налажены многолетние связи с правительством республики, администрацией президента Бурятии, руководителями крупнейших предприятий…»

С этой минуты исход выборов был предрешён. Селенгинцы, которые готовы были голосовать за Зазулина (а годом позже, на выборах депутатов Совета поселения, Василий Иванович набрал голосов больше всех кандидатов) голосовали за Савватеева, за ещё одного своего земляка С.В. Бурлакова, но за «чужака» Сокольникова голосовали плохо. Это они обеспечили победу Савватееву с перевесом в 270 голосов.

Что ж, всё как в цивилизованном мире. Только там принято предвыборные сделки исполнять. Они священны, как карточный долг. Савватеев свой долг по­-джентльменски простил… За эти годы ему много раз напоминали о Зазулине, и он неизменно отвечал: «Помню, подумаю». Немало бездарных личностей устроил он по чьей­-то протекции, по старой дружбе («Я с её мужем в институте учился»), а вот для Зазулина, без которого точно не стал бы тем, кем стал, должности не нашёл. С гениальной простотой «кинул» его. Такова была прелюдия к большой кадровой катастрофе.

 Ни шатко, ни валко

На исходе четвёртого года правления С.В. Савватеева очевидно: предвыборная программа его провалена.

К примеру: в агропромышленном комплексе он обещал немного, всего пару крупномасштабных проектов. Первый – строительство птицефабрики. Теперь даже неисправимые оптимисты стараются позабыть про брошенный в брянских полях камень, символизирующий будущий птицеград…

Второй проект уже тогда выглядел прожектом, но им на всякий случай тоже козыряли: развитие племенного животноводства и строительство тепличного комплекса ООО «ВИНДАМ­В». И сам красивый замысел, и «ооошку» можно помянуть стаканом холодной воды…

Ну ладно, эти планы были связаны с большими деньгами, где их взять в нетучные годы?

Но нам, доверчивому электорату, были обещаны и «жёсткое соблюдение законности и справедливости при предоставлении льготного жилья и земельных участков», и «повышение доступности кредитов для сельхозпроизводителей», и десятки других приятных и нужных вещей, в том числе «жёстко решать вопрос с коррупцией во власти» (это печаталось в двух номерах «БО», 17 и 24 ноября 2011 г.). Избиратели вправе оценивать ход исполнения предвыборных обещаний.

В чём же причина столь очевидных провалов?

«Кадры решают всё» –  говорил первостроитель Советского государства. И был абсолютно прав.

«С ними ничего решить невозможно!» -­ в один голос говорят люди, побывавшие в нашей администрации. Первый год савватеевского «срока» положение спасал опытный и энергичный С.И. Коновалов. Но, поддержав главу обещанное время, он уволился. И стало, выражаясь словами поэта, «тихо так, даже слышно как тихо».

Чиновники перестали бояться – их перестали наказывать. Работа администрации пущена на самотёк. Говорят, первый заместитель руководителя А.А. Жилин давно «ходит» под уголовным делом и ищет работу. Другой зам, по ЖКХ, А.Г. Шайдуров вслух гордится тем, что ни одной бумаги не подписал…

И его можно понять. По фактическому весу в административной жизни он заметно уступает А.М. Пичугину, начальнику управления градостроительства, имущественных и земельных отношений. На сессиях райсовета четверть, а то и треть вопросов повестки дня докладывает депутатам именно Пичугин, самый влиятельный до последнего времени человек в администрации.

Это его кадры нынче попались на фальсификации открытого конкурса на эксплуатацию котельной в с. Шергино. Управление антимонопольной службы по РБ отменило протокол конкурса и предписало провести новый. В ответ срабатывает проверенная схема, за версту попахивающая коррупцией. Пичугин подписывает приказ, который обязывает «консультанта Сахарову Т.П.» (ту самую, которая изображала проведение первого конкурса) «в срок до 14.08.2015 г. подготовить конкурсную документацию для проведения повторного конкурса».

И – всё. Повторный конкурс так и не объявлен, никаких «разборов полётов», как всегда, не было, а котельная втихаря отдана всё тому же «ТеплоМастеру», которого так полюбили местные чиновницы.

Это далеко не самый грубый ляп, мелочи, так сказать, жизни. Мы ещё раз рассказываем о нём, потому что он показателен по наглости и безответственности, которые при Савватееве входят у чиновников райадминистрации в норму.

А вспомните, как через «не хочу» их заставляли заниматься тушением торфяников, как оставались без зарплаты целые бюджетные коллективы, как регулярно случались громкие скандалы – тот же вокруг захвата термальных источников в Загзе разгорелся исключительно из-­за неуклюжих телодвижений районных чиновников…

Но столь трагическую развязку не ожидал никто.

 Несовместимость

…Никогда не видел столько плачущих сильных мужиков – гиревиков, лыжников, футболистов. Они не стеснялись слёз на похоронах председателя райспорткомитета Сергея Борисовича Чеповского.

Он был выносливым человеком, успешно бегал марафонские и сверхмарафонские дистанции в России и за рубежом. А здесь не выдержал непонимания, подлости, двуличности.

Потом, когда всё произошло, его друзья вспоминали последние месяцы жизни Чеповского и понимали: он сгорел у них на глазах, они его упустили…

«Вот представь, -­ рассуждал Чеповской за месяц до роковой ночи, -­ если повешусь где-­нибудь на Плотине на суку – кто что поймёт? А вот если на футбольных воротах на любимом стадионе, то люди сразу скажут: довели человека…»

«Меня достали», «Как работать дальше?» ­ звучало всё чаще в последние недели его жизни. Все верили – он справится, у него сильный характер, забыв, что при определённых условиях ломается сталь, а камни лопаются как орехи… Этот открытый, искренний, преданный своему делу человек оказался легко уязвим – в том, что касалось его чести, семьи, товарищей.

…Когда Сергей Борисович в 2000­-м принимал дела в Кабанском районе, мы были в республике на 15-­м месте ­ по итогам последних сельских Игр. Вот из какой ямы он нас вытащил, буквально за десятилетие приучив к победам (как худший вариант – призовое место) и на летних, и на зимних Играх. Не зря его из года в год признавали лучшим председателем райспорткомитета Бурятии.

Оживала спортивная жизнь на местах. Во многих поселениях появились инструкторы по физкультуре, обустраивались спортплощадки, стали проводиться свои соревнования, а то и спартакиады. Всё больше людей приобщалось к физически активной жизни. Чеповской работал на износ, выходные у него были самыми напряжёнными днями. Он не жалел себя, словно предчувствовал, что век ему отмерен недолгий.

В райадминистрации, живущей, как выражался Жванецкий, «огромной внутренней жизнью без видимого результата», такой человек был не нужен. Более того – он становился опасным. У любого зама, начальника отдела могли спросить: а почему ты хоть раз не назван лучшим в республике? Оно им надо?

Финансовые проверки следовали одна за другой. Ежегодно при принятии бюджета делались попытки урезать бюджет райспорткомитета. Но только с появлением в администрации и.о. заместителя руководителя по финансово­экономическим вопросам Е.С. Мухиной эти атаки приобрели системность, стали целенаправленнее.

…Была у достойных родителей скромная девушка Катя Мухина, которую устроили работать в районное финансовое управление. С делом справлялась, было кому словечко за неё замолвить – и назначили Екатерину Сергеевну заведовать экономическим отделом. Здесь особо не блистала, а очень скоро по семейным, как говорят, обстоятельствам перебралась в Улан­-Удэ, где её взяли в министерство экономики на рядовую должность. Но и тут что-­то не сложилось. Захотелось домой…

Сергей Витальевич Савватеев о Мухиной начал говорить задолго до её появления в районе. Рассказывал, что есть прекрасный экономист, большой специалист по составлению инвестиционных программ и заявок, при котором деньги в район ручьём побегут. Кто из них кого уговаривал, неизвестно, только появилась Мухина на новой работе даже раньше намеченного главой срока – в ноябре 2014-­го, а не в январе нынешнего года.

Появление её было ошеломляющим. Первым делом выбрала себе кабинет и обставила его по вкусу. Бывшим своим коллегам и даже начальникам сразу дала понять, кто есть кто. Отношения не сложились ни с коллегами, ни с депутатами райсовета. А последние не очень-­то хотят утверждать Мухину в должности, как того требует Устав МО «Кабанский район».

Всё это не особенно её удручает. Зато ей безоговорочно, как никому, доверяет Савватеев. С первых дней она получила единоличное право расходовать бюджет района. Она стала сопровождать главу в большинстве служебных поездок – Савватеев в основном молчит, а Мухина разруливает проблемы…

Скоро год, как эта неутверждённая в должности женщина верховодит в райадминистрации, распоряжается бюджетными деньгами, а Савватеев играет роль её надёжной «крыши»…

Депутаты райсовета, «прокатившие» Мухину при утверждении на последней сессии с помощью испорченных бюллетеней для тайного голосования, теперь застенчиво помалкивают. Никто прилюдно не осмелится задать главе района вопрос, который у многих вертится на языке: а что за статус у Екатерины Мухиной? Временный работник? На какой срок принята? Зачислена ли при этом на муниципальную службу? (Прокуратура района тоже, похоже, стесняется).

 Как же так?..

Переходим к главному. К страшному.

Мухина сразу невзлюбила Чеповского – свободолюбивого, знающего себе цену, не всегда сдержанного. И особо не скрывала своего отношения к нему.

В прокуратуре районе рассказали: был звонок из райадминистрации, сообщили, что при проверке комитета по физической культуре и спорту выявлены признаки коррупции. Естественно, прокуратура затребовала акт проверки. Он долго изучался. Была изъята вся документация, Чеповской много раз вызывался для дачи пояснений. Вроде бы ничего серьёзного там не обнаружилось, но райадминистрация была настойчива, поэтому проверка растянулась на долгие месяцы.

В конце концов уголовное дело было возбуждено. Сейчас семья Чеповского настаивает, чтобы оно было расследовано до конца. У неё есть такое право.

Но Мухина, не по годам искушённая в таких делах, подготовила удар и с другой стороны, откуда никто не ждал. Под её руководством был подготовлен безобразнейший и с юридической, и с точки зрения здравого смысла документ – печально известное распоряжение № 40 об оптимизации бюджетных расходов. Райспорткомитет -­ самое эффективное и успешное подразделение райадминистрации ­ стал единственной структурой, в отношении которой поставлен вопрос о ликвидации – путём слияния с комитетом по культуре и делам молодёжи.

На практике это означало сокращение штатов, снижение зарплат, отсутствие собственных финансов. Чеповской напоминал бы вольного дельфина, поселённого в ванной. Он проходил это – свою работу в нашем районе начинал со стула в кабинете заведующего отделом культуры, знал, что за этим – крах всего сделанного и задуманного.

«Я пошёл к Сергею Витальевичу доказывать, что комитет ликвидировать нельзя, нас и в городе не поймут, потому что в пример ставят другим районам, ­ рассказывал по горячим следам расстроенный Чеповской. – Савватеев выслушал и сказал: «Ты сначала разберись с прокуратурой, там у тебя большие проблемы».

Круг замкнулся. Чеповской собрал самых близких людей на какое-­то странное чаепитие. Очень скоро они с ужасом поймут, что это было прощание… Он ушёл из дома, выложив документы, ключи, телефон. Его искали всю ночь. Нашли ранним утром на любимом футбольном поле…

Хоронили в воскресенье, 2 августа. Савватеев срочно уехал в Выдрино – «решать вопросы по электросетям» (решаются до сих пор). Мухина тоже не появилась, столь же неожиданно объявив, что с понедельника уходит в отпуск. Был замечен А.А. Жилин, но он вёл себя как опытный разведчик-­нелегал – слился с толпой. За всё руководство пришлось отдуваться управделами С.Н. Новолотскому.

Но это ещё не всё. Ни некролога, ни соболезнования – в республиканских СМИ каменская, а точнее, кабанская трагедия осталась полностью незамеченной. В городе и в республике Сергея Борисовича знали и уважали сотни людей, которые только сейчас потрясённо узнают о случившемся: «Как же так?!»

И на первой после прощания с Сергеем Борисовичем планёрке в райадминистрации Савватеев спохватился и объявил минуту молчания только после напоминания. Это все заметили. Заметили и то, что не нашёл он для лучшего своего работника добрых и покаянных слов.

…Давным­-давно наткнулся на поразившие меня строки. Теперь абсолютно точно вряд ли сумею их вспомнить, но суть такова.

Только явится парень

Неуёмной души –

Вдруг взлетит, как Гагарин,

И замрёт, как Шукшин,

Как Есенин, повиснет,

Как Высоцкий, вздохнёт…

Будто кто, поразмыслив,

Стреляет их влёт.

Прости нас, Борисыч, что не уберегли. И их всех прости, хотя они ведали, что творили.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!