Случившееся с Викторией Лыгденовой и Мариной Евреевой можно поставить в один логический ряд
На прошлой неделе общественность потрясло случившееся с Мариной Евреевой. Яркую женщину, директора раскрученной фирмы «Потолки Мира», имеющую двоих детей и ждущую третьего, нашли повешенной на балконе собственного дома. Это сообщение на одном из республиканских новостных сайтов получило более 8 тыс. просмотров.
Случившееся наверняка не вызвало к себе такого внимания, если бы всего несколько месяцев назад в дни празднования 90-летия республики Марина Евреева не выступила в правительственном проекте «Я расскажу о любимой Бурятии». Она улыбалась с баннера улыбкой совершенно счастливого человека. В телевизионном ролике рассказывала, как она любит Бурятию, людей, которые здесь родились и живут, и вообще считает их особенными. Если бы с Мариной Евреевой не произошло то, что произошло, мы бы, возможно, никогда не узнали, что все, что она демонстрировала в том ролике, было одной большой ложью. Сегодня можно точно сказать, что Марина Евреева на баннере не имела ничего общего с реальной Мариной Евреевой, живущей совсем иной жизнью, о подробностях которой можно прочитать в Интернет – комментариях.
В греческой мифологии существовало чудовище под названием химера. Существо с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом в виде змеи изрыгало пламя и символизировало разрушающее начало двойственности – тройственности и всего несуразного в жизни. Если химера врывалась в подсознание человека, она, в конце концов, разрушала его и приводила к гибели. Химеры – это болезни, фальшивые идеалы, комплекс неполноценности, которые до сих пор довлеют над бурятским и другими малыми народами, заставляя думать, что этот народ в чем-то проигрывает другим. Именно это чувство собственной ущербности заставляет людей натягивать на себя фальшивые маски и всеми силами выражать чувства, которые они на самом деле не испытывают.
Важный психологический момент – когда человек начинает представляться не тем, кем он есть на самом деле. Это нормально, когда 30 лет назад поступивший в московскую аспирантуру будущий политик Иосиф Павлов, получивший такое имя при рождении, стал называть себя Баиром. В Москве он просто не мог называться Иосифом, потому что именно там ощущал себя неразрывно связанным со своей малой родиной. Ненормально, когда у себя на родине человек сознательно выбирает имя, идущее вразрез с его внешними и внутренними данными.
Всю жизнь все знали Бато Багдаева как исключительно Бато, но почему-то в последние годы помощник коммуниста Мархаева начал называть себя не иначе как Батодалай. Насколько можно предположить по внешнему облику Бато, в его жилах течет немало русской крови, но выбор двойного бурятского имени психологически читается именно так: сегодня я есть самый бурятский из бурят.
Уроженка Бурятии, чьи предки испокон веков жили в местности, где рождались, условно говоря, одни Бадмаевы и Гармаевы, не может носить фамилию Евреева. Если даже сами евреи не носят такой фамилии, то спрашивается, откуда взялись Евреевы в Бурятии? В одном из давних своих интервью Марина Евреева, отвечая на этот вопрос, рассказала ничем не подтвержденную историю о некоем венгерском еврее, волею судьбы попавшем в Сибирь. Якобы от него теперь вся семья Евреевых и не только они ведет свою родословную. Сегодня Евреевых можно встретиться и в правоохранительных органах Бурятии, системе торговли и других отраслях народного хозяйства. Естественно никаких документов пребывания венгра Евреева в Бурятии наверняка не сохранилось, но почему-то столь невразумительная легенда о необычном происхождении рода автоматом влечет лживое убеждение о своем превосходстве над всеми этими Бадмаевыми и Гармаевыми. И это несмотря на то, что мы все учили в школе историю и прекрасно знаем – в Сибирь ссылали исключительно душегубцев, государственных преступников, казнокрадов и самых исключительных злодеев. Гордиться родством с такими нелепо, но химера в сознании переворачивает все с ног на голову. Ведь на словах любя Бурятию и живущих здесь людей (слова из ролика), Марина Цыбиковна Евреева делала вещи прямо противоположные. С какого-то момента начала показательно обесцвечивать волосы, для фотосессий надевать русоволосые парики. Выйдя замуж, почему-то не поменяла фамилию на фамилию мужа – Лумбоцыренов. Потому что в придуманном мире у предпринимателя Лумбоцыреновой успеха быть не может, только у предпринимателя Евреевой.
Когда духовный лидер всех бурят хамбо – лама заявляет, что он не бурят, а сонгол – это тоже химера, вызванная диким комплексом неполноценностей. Возможно, причина в том, что бурятский народ был создан всего 55 лет назад, и прошло еще недостаточно времени, чтоб осознать цельность и самобытность нации. Кто-то считает, что большая нация – это более престижно, почетно и интересно, и начинает примерять на себя чужие аксессуары. Женится исключительно на русских, меняет имя, унизительно относится ко всему местному.
Проблема заключается в том, что рано или поздно фальшивый мир химер начинает рушиться и давить своих кумиров, как он раздавил Викторию Лыгденову. 22 –летнюю красавицу тоже совершенно неожиданно нашли мертвой в собственной квартире. Только в отличие от Лыгденовой, с детства втянутой близкими в мир лжи и фальши, Марина Евреева придумала свою химеру сама.
Чем гордятся потомки декабриста Николая Бестужева, каждый раз приезжающие в Бурятию в статусе важных гостей? Тем, что по сути государственный преступник, с позором сосланный в Сибирь, сожительствовал в гражданском браке с некой Дулмой Сабилаевой и в отличие от других декабристов так и не женился на местной. Причем вся эта унизительная порнография подается не иначе как благо по отношению к бурятке, которую, не случись с ней такое, никто бы вообще знать не знал. Дети Бестужева почему-то вынуждены были обитать в семье селенгинского купца Старцева и взять его фамилию. Почему никто из так называемых потомков Бестужева не живет сегодня в Бурятии – всех судьба разбросала по белому свету. Они здесь были чужими с самого своего рождения, тогда как племянники и племянницы той Дулмы Сабилаевой наверняка и ныне преспокойно ведут хозяйство в своем Селенгинском районе и, даже если знают о родстве, стараются не вспоминать всю эту позорную декабристскую историю.
Чем гордимся мы, когда устраиваем музеи и выставки в честь государственного преступника и аморального даже с нынешней точки зрения мужчины, почему называем в его честь один из лучших театров республики. Не пришла ли пора избавиться хотя бы от одной нашей общей химеры – убрать с фасада Русского драматического театра имя Николая Бестужева?