blogtn.ru

Благотворительный марафон, когда-то собравший с общественности Бурятии 1 млн. рублей на покупку дома для ветерана, был проведен зря

На фото: 1.Олег Москалев 2. поздравление героя Советского Союза Георгия Москалева с 65 – летием Победы в его улан-удэнской квартире в 100 кв.м. Справа – Елена Копелева, представлявшая в суде интересы Олега Москалева

Статья «Дорогой милосердия», посвященная год назад известному марафону «Дом для героя», вызвала в местном тихом обществе немалый резонанс.

От пространных рассуждений блогера Евгении Балтатаровой на тему «Нужна ли нам благотворительность» до искового заявления потерявшего родителей Олега Москалева, можно сказать, сироты, предъявившего редакции иск в 300 тыс. рублей компенсации морального вреда. Несмотря на то, что в статье была поднята сугубо морально-этическая тема, тем не менее суд установил: ничего порочащего родственников героя и самого героя в статье изложено не было, а потому в иске сироте отказал. Более того, исследованные в ходе судебного процесса подробности прогремевшего на всю республику марафона несмотря за давностью прошедших лет оказались настолько интересными, что заставили нас вновь вернуться к теме.

Бездомный ветеран не был бездомным

Весной 2007 года представитель общественной организации «Союз военнослужащих «Защита» Наталья Евлампьевна Коробенкова впервые выступила с инициативой собрать средства для Героя Советского Союза Москалева. Поводом послужил пожар, в результате которого сгорел деревянный дом в деревне Бурдуково Прибайкальского района, где супруги Москалевы прожили много лет. Учитывая статус ветерана, власти предоставили погорельцам домик в РК «Здоровье» с благоустройством и отдельным входом. За практически недвижимыми стариками в течение полного рабочего дня ухаживали социальные работники. Из республиканского клинического госпиталя ветеранов войн к Москалевым приезжал врач для оказания бесплатной медицинской помощи. Как справедливо установил суд, факт пребывания ветеранов в РК «Здоровье» свидетельствовал о том, что представители органов власти в данной ситуации сделали все, что от них зависело — предоставили погорельцам площадь для проживания, социальную службу, бесплатную медицинскую помощь. И это несмотря на то, что Герой Советского Союза Москалев с супругой не был бездомным, как старательно представляли его СМИ. У Москалева в собственности была 4-комнатная квартира в центре Улан-Удэ общей площадью в 100 квадратных метров (!), где, как было установлено, проживал и ныне проживает нигде не работающий сирота Олег Москалев.

Давая интервью телеканалу и отвечая на вполне естественный в такой ситуации житейский вопрос, почему бы сыну героя просто не забрать родителей в их собственную квартиру, а если они так привыкли жить в частном доме, разменять ее, продать и купить дом поближе к госпиталю ветеранов, Наталья Коробенкова ответила буквально следующее: «Забрать эту квартиру, продать и купить дом — это не выход. А по закону выделить дополнительно еще какое-то жилье правительство может».

Вот только закон говорил совсем об ином. На все обращения к тогдашнему президенту Потапову, спикеру Лубсанову, председателю комитета по бюджету Доржиеву выделить ветерану еще одно жилье следовал обоснованный отказ — извините, оснований на это нет, нецелевое расходование бюджетных средств. Возможно, на этом бы вся эта история и завершилась, если бы не удачно сложившаяся политическая ситуация.

В доме, купленном на деньги общественности, ветеран прожил 2 месяца

Как признался на суде другой организатор акции «Дом для героя», марафон разворачивался на фоне скандала 2006 года, когда выяснилось, что некоторые чиновники, имеющие жилье, почему-то были признаны нуждающимися и получили квартиры по республиканской программе «Социальное жилье». Если чиновникам можно, то почему нельзя выделить еще одно жилье ветерану? «Марафон «Дом для героя» был ответом на несправедливые действия властей, — буквально заявил на суде один из его организаторов, подчеркнув показательный результат, — во многом под воздействием общественности власти средства нашли».

Давление действительно было. Наталья Коробенкова призналась: в общей сложности в разные инстанции ее общественная организация отправила около 500 писем с просьбой оказать помощь «бездомному» герою. Подключились депутаты Народного Хурала, пресса и то, что еще вчера было нарушением закона, стало возможно. Причем с самого начала вопрос о том, что у ветерана уже есть большая квартира, почему-то не ставился. Говорилось только о том, что Москалевым необходим именно дом и именно на Байкале. Более того, было установлено, что Олег Москалев в своих интервью распространял сведения о стесненных условиях проживания родителей в РК «Здоровье» и тем самым привлекал внимание общественности к проводимому марафону «Дом для героя».

В результате, по словам общественников, 100 тыс. рублей выделил благотворительный фонд Малкина, лично пожертвовал из своего кармана 112 тыс. рублей Вячеслав Наговицын, более 600 тыс. выделило погорельцам минсоцзащиты. За 200 тыс. рублей выкупил картины Москалева художественный музей им. Сампилова и так далее. 350 тыс. рублей внесла семья Москалевых.

Вместе с пожертвованиями организаторам марафона удалось собрать около 1 млн. рублей. Деревянный дом в селе Горячинске Прибайкальского района был куплен. Чтобы семья могла сразу начать там жить, на средства администрации Улан-Удэ в дом была приобретена необходимая бытовая техника. Москалевы, оба являясь инвалидами 1 группы, переехали в дом с печным отоплением и удобствами во дворе в начале июня 2008 года и прожили там… ровно два месяца. Далее ветеран Москалев был перевезен в свою квартиру на Солнечной, где и находился до конца своих дней. Именно туда, в квартиру на Солнечной, приезжали в канун 9 мая официальные делегации вместе с главой республики. Странно, что, поздравляя ветерана и его семью, никто из гостей, которые были участниками марафона «Дом для героя», почему-то не поинтересовался, а зачем собственно общественность устраивала марафон, зачем покупали дом, в котором ветеран фактически не жил. Почему, уже имея дом на Байкале, в 2010 году Москалевы пишут заявление в администрацию Октябрьского района с просьбой оказать материальную помощь для ремонта не дома, а квартиры на Солнечной, и такая помощь им была оказана.

Георгий Москалев — герой, сирота Москалев — не герой

Так получилось, что с самого начала «домом для героя», приобретенным в том числе и на средства, собранные общественностью, почему-то пользовались родственники ветерана. Ничего противозаконного в этом, конечно, нет, кроме морально-этического подтекста. Все-таки общественность собирала средства для Героя Великой Отечественной войны, а не для сироты Олега Москалева. Называя ветерана бездомным, организаторы, мягко говоря, лукавили. Общественности все время напоминали о долге перед ветераном, а о долге его собственных родных и близких перед отцом почему-то предпочитали не говорить. Дом в 300 километрах от госпиталя ветеранов, без удобств, с печным отоплением, в деревне, где нет даже поликлиники, преподносился как единственная возможность улучшить жилищные условия Георгия Николаевича Москалева. Даже если так получилось, что возможностью он такой не сумел воспользоваться, почему дом, купленный в основном на народные деньги, не отдали другому ветерану, который живет в том же Горячинске и остро нуждается в улучшении жилищных условий? Вопрос этот даже не ставился.

Самое печальное, что доброе имя Героя Советского Союза Георгия Николаевича Москалева, замечательного человека, прожившего действительно достойную жизнь, человека, у которого двенадцать лет назад мы были в гостях и брали интервью, оказалось связано с этой неприятной историей, которой могло бы и не быть. Проблема в том, что Георгий Николаевич Москалев действительно был героем, сирота Олег Москалев — нет.

 

 

СПРАВКА “МК”

Председатель республиканского совета ветеранов Ревомир ГАРМАЕВ: — С каждым годом фронтовиков, участников Великой Отечественной войны, становится все меньше, а тема памяти о великой войне все острее. Государство делает все возможное, чтобы жизнь наших героев была достойной. Участники войны получают сегодня пенсию в размере 27 тыс. рублей, плюс бесплатное медицинское обслуживание, льготы на коммунальные услуги и другие меры социальной поддержки. Более 3 млрд. рублей, что равнозначно половине бюджета Улан-Удэ, поступило в Бурятию только на обеспечение жильем ветеранов и их вдов. Практически все, кто нуждался, улучшили свои жилищные условия, но мы все равно сегодня находим примеры, когда иные ветераны, пусть их и немного, получив сертификаты, по-прежнему живут в тех же условиях, что и жили. Причем в большинстве своем это очень скромные люди, прошедшие тяжелейшие жизненные испытания и имеющие самые непритязательные потребности. Я хочу сказать, что не все в жизни зависит от государства, но и от нас самих, от наших нравственных качеств, морально-этических критериев. Очень хотелось бы, чтобы все мероприятия, акции, проекты, так или иначе направленные в помощь героям страшной войны, служили фронтовикам во благо, а не наоборот, чтобы и нам, и ветеранам в итоге не было стыдно за те или иные наши поступки.

Комментарий

Марина

13 января 2014 в 16:47

Я знала Олега еще в 1985г., даже отдыхала у него в Улан Уде, также была в селе, тогда она называлась Бурдуковка, была знакома с его родителями, сестрой Лидией, так вот еще в те года Олег прикрывался именем отца, в 1985г, он за пьянство, был отчислен с 6 курса мединститута, за 4 месяца до диплома, так он в срочном порядке вызвал папу, велел одеть ему ордена и отправил в деканат, после долгих переговоров, отец забрал его вУлан Уде, ггде он должен был отработать на скорой помощи, после чего, ему должны были дать шанс все же получить диплом, потом наши пути разошлись и тут недавно мне попалась эта статья, оказывается, он до сих пор прикрывается именем своего отца и пытается и после смерти зарабатывать на его имени.

опубликовано в “МК в Бурятии”

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!