blogtn.ru

Алтайская рокировка

Шансы, что председателем Верховного суда Бурятии назначат варяга, остаются высокими

13 июня завершился срок подачи заявлений на пост председателя Верховного суда Бурятии, обозначив точку отсчета главной кадровой интриги этого года.

По неофициальной информации, всего на высокое кресло претендуют 5 человек, среди которых и.о. председателя Верховного суда Бурятии Альбина Кириллова, первый зампредседателя того же суда Геннадий Осокин, судья в отставке Людмила Ибрагимова, председатель четвертого арбитражного апелляционного суда Олег Виляк и некий судья Алтайского краевого суда. С одной стороны, вопрос целиком находится в ведении председателя Верховного суда России Вячеслава Лебедева и в условиях наступивших каникул вряд ли стоит ждать его скорого разрешения. Однако ставки сделаны, и от любой из этих фигур зависит если не будущее целой республики, то судьба многих и многих живущих здесь людей. Учитывая позорный исход Анатолия Хориноева и наблюдаемый невооруженным глазом кризис местной судебной власти, назначение нового председателя Верховного суда Бурятии должно ответить на главный вопрос текущего политического момента — сможет ли система избавиться от хориноевщины, а если да, то как быстро ей удастся это сделать.

Великий раскол

Свои заявления на пост председателя подали сразу две ключевые фигуры Верховного суда РБ — и.о. председателя с 1 апреля этого года Альбина Кириллова и первый зампредседателя Геннадий Осокин, что свидетельствует, по меньшей мере, о расколе в прежде молчаливых судейских эшелонах. Обе персоны когда-то были председателями Кабанского районного суда, обе появились в Верховном суде Бурятии благодаря Анатолию Орхоковичу, под его началом проработали немало лет, однако вместо того, чтобы договориться и хоть так сохранить за собой место на ближайшую перспективу, решили начать войну. Выдвижение именно этих кандидатур можно расценить как четко выраженное противодействие двух сил, которые в результате любого исхода идти дальше рука об руку уже вряд ли пожелают. Недовольство прежде молчавших судей растет. К примеру, впервые за много лет после традиционного распределения премий по итогам ушедшего квартала среди рядовых судей нашлись те, кто счел такое распределение несправедливым (написал жалобу), в результате чего список награждаемых был пересмотрен.

Таких фактов, которых еще вчера никто не мог бы себе даже представить, становится все больше. Насколько можно понимать, в Альбине Кирилловой большинство видит продолжение сложившихся устоев, тогда как с Осокиным прогрессивно настроенное юридическое сообщество склонно связывать свои надежды на лучшее. Среди сильных позиций Осокина — его репутация строгого руководителя и высокий профессионализм, среди слабых — возраст и пресловутые родственные связи. По сравнению с Кирилловой (51 год) Геннадий Осокин отметил свой 63-летний рубеж, а значит, он может быть назначен только на один срок, после чего ему придется искать замену. Кроме того, Геннадий Осокин приходится сватом министру имущественных и земельных отношений Бурятии Маргарите Магомедовой и соответственно зампрокурора Бурятии Талеху Магомедову.

Дело о похищенных 12 миллионах продолжается

Есть и еще одно немаловажное обстоятельство, которое, вероятно, скажется не в пользу местных кандидатов. 22 мая 2012 года совершенно неожиданно был отменен приговор Петровск-Забайкальского городского суда по делу о краже из кассы Верховного суда Бурятии 12 миллионов рублей. Дело направлено на новое судебное разбирательство в тот же суд в ином составе судей. Теоретически судьи в любой момент могут отправить дело следователям, где речь вероятнее всего пойдет только о новых персонажах громкого хищения, на роль кандидата №1 среди которых претендует судья в отставке Анатолий Хориноев.

Ольга Базарон, выпущенная ныне в связи с отменой приговора на свободу, показала, что она завышала итоговые суммы в ведомостях на выплату зарплаты работникам Верховного суда РБ по личному распоряжению своего непосредственного начальника. По ее словам, именно Хориноев давал ей указания, какую сумму следует завысить в платежных ведомостях, сколько денег понадобится ему лично, а сколько — для сокрытия преступления. Долгих семь лет она лично отдавала ему похищаемые деньги, и хотя факт этот подтвердила проверка на полиграфе, суд первой инстанции почему-то не учел в своем решении эти обстоятельства. Между тем они помогли бы определить механизм хищения и правильно квалифицировать действия всех, кто имел к этому отношение, а отношение могло иметь все руководство Верховного суда РБ.

Мы на Алтай — Хорошева, они нам — судью

Казалось бы, в отличие от судьи в отставке, ныне председателя государственно-правового комитета администрации президента и правительства Бурятии Людмилы Ибрагимовой к кандидатуре председателя четвертого арбитражного апелляционного суда (г. Чита) Олега Виляка практически нет вопросов по возрасту, опыту работы, квалификации и морально-этическим нормам.

Проблема Виляка лишь в том, что он местный. Потомственный юрист, женатый на дочери знаменитого Александра Сидорина, руководившего Верховным судом РБ в течение 15 лет, Виляк прошел все ступени судейской карьеры без каких-либо скандалов, став своим человеком в системе. Возглавлял Октябрьский районный суд, шесть лет занимал должность первого зампредседателя Верховного суда Бурятии, почти десять лет руководил арбитражным судом Бурятии. Второй срок его полномочий на посту председателя четвертого арбитражного апелляционного суда мог бы завершиться только в 2017 году, однако настойчивые разговоры о реформировании судебной системы, вливании арбитражных судов в суды общей юрисдикции сделали мысли Виляка о возвращении на родину вполне понятными.

Единственной загадкой в этом раскладе остается судья Алтайского краевого суда. Есть основания говорить, что именно он возглавит в Бурятии Верховный суд. Алтаец, в отличие от иркутян и читинцев, не связан с местными персонами никакими отношениями, по сравнению с конкурентами не имеет личных мотивов для такого назначения и наверняка готов уехать из своего города, где условия проживания наверняка схожи с Улан-Удэ. Три года назад примерно такой же карьерный взлет произошел с зампрокурора Бурятии Яковом Хорошевым, назначенным прокурором Алтайского края. Почему бы сегодня не совершить подобную рокировку по принципу «мы им — Хорошева, они нам — судью». Во всяком случае в свете всего произошедшего в бурятских судах самым правильным шагом будет сделать ставку на стороннего человека. Только такому будет по силам разгрести многолетние авгиевы конюшни хориноевщины.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!