blogtn.ru

Аларо – Нукутское землячество больше не самое крутое в Бурятии (продолжение статьи «Когда пахари танцуют», 10.04.2013 г.)

С 1 октября республиканский парламент прекратил полномочия депутата Народного Хурала Иннокентия Николаевича Егорова. Совершенно неожиданно этот весьма крупный политик благородно заявил о желании добровольно сложить с себя полномочия, так как давно живет в Москве, там занимается бизнесом, не имеет возможности приезжать на округ и так далее. Примерно в это же самое время президент страны подписывает указ, направляющий главу наркоконтроля по Бурятии Бориса Васильевича Инхереева возглавить аналогичную службу в Забайкалье. Еще раньше, как гром среди ясного неба, пришло сообщение о банкротстве флагмана бурятской промышленности и фамильной гордости семьи Матхановых под названием «Байкалфарм».

Между этими, казалось бы, совершенно разными событиями, при желании можно найти весьма ощутимую связь. Все эти персонажи всегда причисляли себя к Аларо – Нукутскому землячеству, а жизнь в национальных республиках, как известно, часто строится именно по клановому принципу. В первые годы своей работы в Бурятии Вячеслав Наговицын нет-нет да и начинал говорить о бурятских кланах как о явлениях, дотоле ему совершенно неведомых. Происходящее на наших глазах – прекрасная возможность для всех познакомиться с этим явлением поближе.

 Как Иннокентий Егоров стал лидером аларцев и нукутов

Аларо – Нукутское землячество состоит из уроженцев или выходцев из Аларского и Нукутского районов Иркутской области, когда-то входивших в Усть – Ордынский Бурятский автономный округ. Аларо – Нукутское землячество можно отнести к ведущим кланам Бурятии, которые находились у руля республики с самого момента ее образования. Можно предположить, что до недавнего времени политбоссом этого неформального объединения был Иннокентий Николаевич Егоров, который 9 лет не только представлял республику в Совете Федерации, но и поддерживал всю конструкцию, двигал аларцев и нукутов вверх и являлся гарантом их стабильности. С «падением» Егорова началась цепная реакция по отставке или передвижению его ставленников.

  Весьма интересна биография самого Иннокентия Николаевича, в 34 года вошедшего в большую политику в качестве депутата еще Верховного Совета Бурятии и активного бизнесмена. Тогда он был гендиректором Производственно – строительного объединения «Домостроитель», потом председателем совета директоров АООТ «Домостроитель Азия” и нашумевшего в свое время АОЗТ “Годли”. Тогдашний глава бурятского правительства Владимир Саганов проводил проект по выращиванию бурятского бизнеса, куда помимо могущественного «концерна АРИГУС» (Евгений Ханхалаев) были включены концерн «Забайкаллес» (Тугутов) и «Домостроитель Азия». Можно предположить, что Саганов решил поддержать Иннокентия Егорова еще и потому, что жена Саганова Зоя Ильинична родилась в Иркутской области. Как бы там ни было, но даже внушительные бюджетные деньги не помогли АООТ «Домостроитель Азия” удержаться на плаву, гигант обанкротился, а Егоров в 1994 избрался депутатом Хурала по Строительному округу. Далее Иннокентий Николаевич успел поработать зампредседателя Правительства Бурятии, главой Полномочного представительства РБ при Президенте РФ, а в 2002 году был назначен вице-президентом ООО “Холдинговая компания “Росгосстрах” (говорят, Егоров был и акционером этой компании, в московском офисе которой у него был даже свой кабинет). В последнем статусе в 2004 году Егоров и выставил свою кандидатуру на пост сенатора от парламента.

 После нескольких попыток избрать сенатора парламент отдал большинство голосов Егорову. Интересно, что, наблюдая за мучениями региона, москвичи решили предложить Хуралу кандидатуру экс-представителя Генерального прокурора РФ в Совете Федерации Леонида Трошина, никаким образом не связанного с Бурятией. Убеждать парламент тогда специально приехали два депутата Госдумы, однако все решилось, когда в поддержку Егорова с трибуны неожиданно ярко выступил бывший спикер и тогдашний лидер Аларо – Нукутского землячества Михаил Семенов. Притом буквально два месяца назад Михаил Семенов сам выдвигал свою кандидатуру на пост сенатора, стал основным конкурентом Егорову и даже вышел с ним во второй тур, но никто из них тогда не набрал нужного количества голосов. Присутствовавший на сессии депутат Вячеслав Ирильдеев (тоже, кстати, уроженец Иркутской области) вспоминал: «Немногие решились тогда выступить открыто против Трошина. Речь Михаила Иннокентьевича Семенова о том, что на федеральный уровень необходимо выдвигать своих, местных представителей, стала решающей».

Падение и подъем Бато Семенова

Политический взлет Иннокентия Николаевича Егорова вызвал карьерный рост многих и многих политиков. Ему обязан, к примеру, Бато Семенов, оказавшийся к тому времени не у дел и вынужденный работать в сельхозакадемии. Как писали в «МК» десятилетней давности, проиграв выборы президента Бурятии (второе место после Потапова), отказавшись баллотироваться на второй срок в Госдуму, Бато Семенов рассчитывал на трудоустройство в аппарате Минсельхозпрода РФ, обещанного ему российскими политиками, но замруководителя федерального агентства РФ по сельскому хозяйству стал не он, а директор “Бурятмясопрома” Виталий Морозов.

 Тем не менее, осенью 2004 года экс-депутат удачно включился в предвыборную кампанию по избранию сенатора от Народного Хурала и развернул в Хурале бурную агитацию за Егорова. Сразу после избрания Егорова сенатором Бато Семенов назначается директором бурятского филиала ООО “Росгосстрах-Сибирь”, а работавший на этом посту Лев Владимиров тихо уходит работать помощником сенатора. Интересно, что с появлением в филиале «Росгосстрах – Сибирь» Семенова учреждению начали выделять существенные финансовые средства, на которые компания сразу смогла купить видное здание на Маяковского,1, где находится по сей день, и вообще заявить о себе и о своем новом руководителе в полный голос.

 Голос был услышан. На следующих выборах в Хурал Бато Семенов явно не без поддержки сенатора Егорова избран в парламент по партийным спискам, а в следующем созыве стал замом спикера. Соответственно если в 2004 году на выборах сенатора Иннокентий Егоров получил 33 голоса против 26 за Трошина, то через четыре года картина была уже совершенно иной. Два конкурента Егорова на пост сенатора накануне отказались от борьбы, обеспечив Иннокентию Николаевичу безоговорочную победу (48 голосов – за, 9 – против).

 Увезли нашева, привезли Ненашева

Когда в годы перестройки председателем Гостелерадио стал Михаил Ненашев, а прежнего руководителя Леонида Кравченко отправили на другой равнозначный пост, останкинцы шутили: увезли нашева, привезли Ненашева. Произошедшая недавно рокировка начальников Наркоконтроля, поменявшая местами руководителя УФСКН по Бурятии Бориса Инхереева и  руководителя этого же ведомства в Забайкальском крае Сергея Титова уникальна, поскольку такого в республике еще никогда не было. Рокировка интересна еще и тем, что Сергей Титов возглавлял свое ведомство с 2007 года, а Борис Инхереев с 2003, то есть уже 11 лет.

Когда нашему ведомству представляли нового начальника, специально прибывший для этой цели из Москвы замруководителя департамента кадрового обеспечения ФСКН России Григорий Мощик сказал интересную вещь: «у нас руководители, которые находятся на должности шесть лет и более, в обязательном порядке ротируются по горизонтали или на вышестоящую должность». Если следовать этой логике, Бориса Инхереева должны были передвинуть где-то в 2009 году, но почему-то этого не делали. Вполне возможно, что причиной было заступничество политбосса аларско – нукутских бурят Иннокентия Егорова, ведь Борис Инхереев не просто родом оттуда, а ровесник Егорова, в лихие 90-ые работавший юристом в том самом АООТ «Домостроитель Азия”.

 Борис Инхереев работал начальником отдела налоговой полиции, когда полицию в 2003 году ликвидировали, а взамен огромной службы (55 тысяч сотрудников по России) создали Госкомитет по контролю за незаконным оборотом наркотиков, куда должны были перейти 90 процентов уволенных специалистов. Предполагалось, что право возглавить новую службу само собой перейдет к бывшему начальнику налоговой полиции по Бурятии, генерал – майору ФСБ Юрию Хышиктуеву, имевшему большие родственные и дружеские связи в республиканском правительстве.

 Один его брат Олег Валентинович Хышиктуев в этом же году был назначен на должность зампредседателя Правительства РБ по правовым вопросам, обороне и взаимодействию с административными органами. Второй брат Сергей Валентинович возглавлял Управление Госгортехнадзора по Республике Бурятия. Все объяснялось тем, что их отец Валентин Буянтуевич был директором школы в селе Аргада Курумканского района, где когда-то учился первый президент Бурятии Леонид Потапов. Говорят, Юрий Валентинович уже ходил с приставкой и.о. начальника госнаркоконтроля по Бурятии, уже начал давать на эту тему разъяснительные интервью, как вдруг начальником назначают его подчиненного Бориса Инхереева. Так неожиданно Аларо – нукутские победили баргузинских. По всей видимости это был первый конфликт между Потаповым и земляками. Через три года Юрий Хышиктуев умирает. Это назначение Инхереева, и столь долгое (11 лет) нахождение на одном месте вопреки регламенту говорит о том, что без поддержки неких сил Борис Инхереев обойтись никак не мог. Как только эти силы, предположительно в лице Иннокентия Егорова, начали давать сбой, изменилась и судьба Бориса Инхереева.

Кто следующий

В селе Закулей Нукутского района Иркутской области родился Арнольд Тулохонов. Может назвать своей малой родиной аларскую землю и зампредправительства по социальному развитию Владимир Матханов, назначение которого в начале 2012 года тоже произошло при весьма странных обстоятельствах. Если изложенная версия верна, очень скоро мы ощутим изменения, после которых Вячеслав Наговицын может сказать, что одним кланом в Бурятии стало меньше. Такие люди, как Иннокентий Николаевич Егоров, без последствий не уходят. Впрочем, все это означает лишь то, что жизнь не стоит на месте. Пройдет время, все вернется на круги своя, и талантливые и трудолюбивые аларцы и нукуты еще заставят о себе говорить.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!