Фото: Александра Данилова
Свой личный и профессиональный юбилей отмечает в этом году одна из самых ярких актрис Государственного русского драматического театра имени Бестужева Марина Ланина. Здесь она служит уже почти сорок лет, успешно совмещая творчество, бизнес, общественную работу и личную жизнь. Мы беседуем о преданности профессии, магии цифр и любви, о которой актриса не устает говорить снова и снова.
– Марина Михайловна, были периоды, когда вы играли много, играли мало, работали рядом с такими мэтрами, как Клавдия Никулина, блистали в классических спектаклях. Если пройтись по самым запомнившимся ролям, какие они?
– Я приехала в Бурятию, в русский театр, в 1986 году после Красноярского Государственного института искусств. Алексей Александрович Бурков принимал на работу. Дорогу в серьезное творчество мне открыла роль Марии в спектакле «Звезды на утреннем небе» по пьесе А. Галина. В каком –то смысле помог случай. Актриса, утвержденная на эту роль, забеременела, и режиссер Микаэл Альбертович Хачатуров внял моей просьбе и отдал эту главную роль мне.
Это был успех, после которого роли посыпались одна за другой. Лолита (пьеса Олби «Лолита»), Мирандолина (спектакль К. Гольдони «Мирандолина»), Мария Стюарт (по пьесе Ф. Шиллера «Мария Стюарт»). В «Жанне» (пьеса Пулинович «Жанна» (16+)) соединились актриса и бизнесвуман. У меня уже был известный магазин, и со сцены где-то я рассказывала свою собственную историю. Эпизод на кладбище – это был разговор с моим собственным отцом, которого тогда уже не было в живых, и каждый спектакль я договаривала то, что хотела ему сказать.
Еще на лаборатории, во время читки, я не могла сдержать слез, так что режиссеру Анатолию Борисовичу Баскакову все сразу стало ясно. «Последняя любовь Гарри» (16+) – это абсолютное попадание в мой развод, в то состояние, из которого героиня Этель в отличие от меня не находит выхода.
Сейчас пересчитала и получилось шесть ролей. Вообще для меня 6 магическая цифра, потому что у меня все на 6. Сестра на 6 лет старше, муж старше на 6 лет, у детей разница в 6 лет. Я родилась 24 апреля, а 2+4 будет 6, одним словом, цифра счастья.
– Нынешний юбилей тоже связан с этой цифрой. Но вы часто играли роли, чей возраст был намного моложе. Как это получалось?
– 12 -летнюю Лолиту я играла в 20 с лишним лет, 19 -летнюю Липочку в пьесе Островского «Свои люди – сочтемся!» (12+) – в 50. В моей копилке множество сказочных героинь, царевна Несмеяна, принцесса в «Трубадуре» и таких образов, где разница с моим возрастом была примерно в 20 лет, и никто этого не замечал.
Когда-то я восторгалась этим, глядя на Клавдию Тимофеевну Никулину, которая в 55 лет великолепно сыграла 35-летнюю Любовь Яровую. Кстати, звания «Заслуженная артистка Бурятия» я была удостоена в 29 лет, и этот своеобразный рекорд Гинесса нашего театра пока еще никто не повторил.
Причина в генетике моего папы, у которого был темперамент, невероятная солнечная энергия, когда все рвалось наружу и не могло остановиться. Даже сейчас, когда, казалось бы, можно уже успокоиться и остепениться, каждый раз во мне возникает что-то, что заставляет брать новую высоту. В таких случаях я говорю, я – чайка по имени Джонатан Ливингстон.
Очередная такая высота для меня наступит с открытием следующего театрального сезона. 12 – 13 сентября состоится премьера спектакля «Дамское танго», приуроченного к моему юбилею. Это будет ревю – шоу (16+) московского режиссера Юрия Клепикова, где в песнях, танцах, диалогах покажем путь актрисы, у которой в жизни есть только любовь и работа.
– Можете назвать роль, которая изменила в вашей жизни все?
– Я бы хотела отметить роль Марии Стюарт. С актрисой Ниной Константиновной Тумановой мы тогда прошли сложный путь. В театре появился режиссер Сергей Григорьевич Болдырев, по сути впервые показавший нам живой театр и вещи, совершенно необычные для того времени.
Мы были в шоке от заданного темпа и ритма, впервые играли, как бы сейчас сказали, клиповые сцены. Никаких микрофонов не было, зал приходилось «брать» только голосом. Никогда не забуду, как я бежала босиком по бетонному полу с обратной стороны зрительного зала, чтобы, дождавшись момента, выйти и эффектно пройти мимо кресел.
Тогда в своей собственной семье я тоже была королевой. Это великое чувство подарил мне мой муж, за что я ему бесконечно благодарна. С момента нашего развода прошло пять лет, и я благодарна ему и за этот урок.
– За что именно?
– Перед тем, как я встретила своего мужа, мне приснился сон. В этом сне я напряженно выводила формулу любви, четко знала, что на что надо умножить и на что разделить. А когда проснулась, поняла, что формула безнадежно улетучилась, как это бывает со снами, но навсегда запомнила летящее состояние абсолютного счастья. В этом же месяце я встретила свою любовь.
Состояние любви – это когда отчим не пускает тебя ночевать, мама устраивает разборки, когда ты не знаешь, на какие деньги будешь жить, но внутри тебя абсолютная уверенность совершенства всего. Даже когда вокруг все плохо, ты смотришь на это только через красоту жизни. Без любви ничего невозможно, поэтому люблю всех – актеров, режиссеров, партнеров, с которыми работаю. Однажды мы разговаривали об этом с одним режиссером, и он удивился, услышав про формулу любви. Он сказал, что всю жизнь строил формулу успеха, но вот любви в этой формуле почему-то не учел.
Парадоксально, что если бы не развод, я бы не пришла к этому. Как будто бы моя душа выросла, я почувствовала себя творцом своей жизни. С той минуты каждый день леплю лучшую версию себя и поэтому ничего дурное ко мне не приклеивается. Мне нравится красиво одевать в своем магазине знакомых, друзей, жителей Улан-Удэ. Я счастлива в Бурятии, в своем театре, семье, театральной школе, которую веду в системе УФСИН.
– Работа с заключенными что дает лично вам?
– Это не просто один из социальных проектов, которых в нашем театре много. Мне кажется, я нужна этим женщинам, а они мне. У каждого человека есть потребность поделиться частью своей души. С ними разговариваешь о том, что не всегда можно доверить даже близким людям. Этим женщинам из ИК-7 необходимо отвечать на все вопросы. Твое сердце должно быть открыто, иначе ничего не получится. Я их люблю, и они видят это. Только своим личным примером ты можешь им чем-то помочь.
– В одном интервью вы сказали, что мечтаете о кино, потому что театр мимолетен, а кино будет жить в веках.
– Буквально пару месяцев осталось до премьеры фильма «Головар 3. Капкан» (16+), где у меня небольшая роль. Благодарю судьбу, что я работала с Владимиром Банчиковым, целую неделю провела в его доме, познакомилась с женой, семьей и осталась в совершенном восторге. Скажу честно, в отношении себя я очень критична, поэтому как все с замиранием сердца жду, что получилось.
– Тогда ждем премьеры!









